Ежедневно с Иисусом — Jesus today — новостной христианский портал
Image default
Важное Праздники Статьи

Рождество: слишком языческое для христиан?

Приближается Рождество, день, в который мы празднуем рождение Христа. Ежегодно мы получаем рождественские вопросы. Чаще всего нас спрашивают о Санте. Мы уже дважды отвечали на вопрос о нём в наших подкастах (см. перевод одного из них здесь).

А вот второй по популярности вопрос о Рождестве, представленный как минимум в 35 электронных письмах, которые я видел: Почему Церковь начала празднование рождения Христа 25 декабря? Эта дата, по-видимому, связана с праздником с германскими корнями, которые уходят в празднование Йоля. В письмах, поступающих нам, часто упоминаются тексты, запрещающие народу Божьему принимать или приспосабливать для себя традиции и праздники народов. Особенно упоминаются стихи 3 Царств 12:33, Второзаконие 12:29-32 и слова Самого Иисуса в Марка 7:9. То же самое касается Иеремии 10:1-4, текста, который используют для предостережения о рождественских ёлках.

Вот характерно-показательное письмо от слушательницы по имени Мишель: «Здравствуйте, пастор Джон! Почему христиане празднуют рождение Иисуса 25 декабря? До своего рождения свыше я была язычницей и праздновала Йоль. Насколько я понимаю, Константин поместил дату рождения Иисуса на 25 декабря, чтобы как-то перекрыть языческое празднование, чтобы им было легче перейти в христианство. Но после рождения свыше мысль о праздновании Рождества вызывает у меня беспокойство. Должно ли так быть?»

Позвольте мне сказать несколько слов о каждом из этих мест Писания, довольно коротко, чтобы указать направление, в котором стоит поразмышлять; затем позвольте сказать кое-что о 25 декабря, почему была выбрана именно эта дата; и затем, возможно, я попробую сформулировать принцип, которым нам следует руководствоваться.

Храните себя от идолов

В 3 Книге Царств 12:28 царь-идолопоклонник Иеровоам сделал двух тельцов и призвал народ поклоняться им. И затем в 33 стихе говорится о том, что он «произвольно назначил» время этого празднования. Я думаю, именно в этом заключается причина, по которой люди обычно указывают на этот стих. Итак, главной проблемой здесь было вопиющее идолопоклонство, два золотых тельца. Аналогия для сегодняшнего дня звучала бы так: «Давайте выберем произвольный день — скажем, 25 декабря, — чтобы праздновать оправдание по делам, помимо праведности на основании крови Христа». Вот такой аналог. Не важно, в какой день. Суть проблемы заключалась в идолопоклонстве.

Второзаконие 12:31 предупреждает народ, входящий в Землю Обетованную: «Не делай так Господу, Богу твоему [то есть, не поклоняйся ему так, как они], ибо всё, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим». И затем Бог добавляет: «Всё, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Второзаконие 12:32). В Ветхом Завете есть десятки подобных предписаний о том, как приближаться к Богу, как должны действовать священники, какие жертвы они должны приносить, какие священные места должны использоваться.

Независимо от того, руководствуемся ли мы сегодня такими детальными инструкциями вроде той, что мы не должны ничего добавлять к Новому Завету или убавлять из него, я вернусь к этому через минуту. Я думаю, что ответ нет.

В Марка 7:9 они отвергали заповедь почитать своих отца и мать, перенаправляя финансовую помощь, предназначенную родителям, на якобы благочестивое посвящение этих денег синагоге вместо покрытия нужд родителей. Вопрос был не в существовании традиций — это не было проблемой — а в том, что они противоречили заповеди Бога: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исход 20:12).

В Иеремии 10:2-5 сказано: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников… Вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут». Суть в том, что это бессмыслица — делать идола из чего-то сотворённого, например, дерева, которому вы придаёте форму своим собственным топором, украшаете своими руками, возите на своей телеге, а затем повергаетесь перед ним и поклоняетесь ему. Пророки считали это абсурдом. Это действительно безоговорочное предупреждение верующим всех поколений — никогда не отворачиваться от живого Бога к сотворённым вещам, будь то в Рождество или в любой другой день, и относиться к ним с большей привязанностью, чем к живому Богу.

Потому я не думаю, что какой-либо из этих текстов является обвинением христиан, выбирающих какой-то день для празднования воплощения Христа.

Определение даты

Но возникает вопрос: «Хорошо, а почему 25 декабря? В этом есть какая-то путаница?» Когда я изучаю и снова пересматриваю исторические мнения учёных о том, почему мы празднуем Рождество 25 декабря, мне кажется, что единого мнения на этот счёт не существует. Потому предположения, которые включены в вопрос, возможно, могут быть правдой, а возможно, и нет. Есть разные объяснения. Назову два.

Первое заключается в том, что 25 декабря — это языческий праздник рождения солнца, и христиане адаптировали его и противопоставили этой языческой идее празднование истинного Света Миру. Это одно объяснение, и оно касается эпохи римлян, а не более позднего времени, в эпоху германских племён в Европе.

Другое объяснение заключается в том, что по разным причинам отцы Церкви считали, что Иисус был зачат 25 марта, близко ко дню Своей смерти, и что Рождество, соответственно тому, как это обычно происходит в вопросе зачатия и рождения детей, произошло девять месяцев спустя, 25 декабря.

Какое же из этих объяснений появилось первым? Вот что сказано в Oxford Companion to Christian Thought:

«Гипотеза о том, что 25 декабря было выбрано для празднования рождения Иисуса на основании веры в то, что его зачатие произошло 25 марта, «потенциально устанавливает 25 декабря как христианский праздник до указа Аврелиана, который, будучи обнародован, мог дать христианскому празднику как возможность, так и вызов» (речь о созданном императором Аврелианом культе «непобедимого солнца» — прим. ред.)».

Другими словами, они не уверены, что было первым: идолопоклонническое или христианское установление этой особенной даты как дня празднования воплощения. Так что, честно говоря, я не считаю, что у нас есть какое-то право догматично говорить о том, почему христиане используют 25 декабря в качестве дня особого внимания к воплощению.

Чествуя Христа

Пожалуй, это даёт нам принципы, которыми мы должны руководствоваться. Существует огромная разница между тем, как Ветхий Завет регулирует формальное поклонение, с десятками и десятками правил, и тем, как к поклонению относится Новый Завет. Вы не найдёте в Новом Завете практически ни одного правила о том, что предписано и что запрещено в совместном поклонении. Есть некоторые моменты, но их немного.

И ранее я говорил о том, что причина этого заключается в том, что Новый Завет, в отличие от Ветхого Завета, является руководством для всех народов, а не литургической книгой для Израиля или любой другой культуры. Тысячи культур по всему миру поклоняются Богу с учётом своих новозаветных корней, детали формы поклонения повсюду будут разные, потому что Новый Завет не уточняет, как Ветхий Завет, специфику наших служений, времена и праздники. Принцип, на который я хотел бы обратить внимание, следующий:

«Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её. Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Коринфянам 10:25-28).

Принцип таков: во Христе христиане свободны есть мясо, которое было принесено в жертву идолам, при условии, что отсутствует идолопоклонство и мы не посылаем этим ясных посланий идолопоклоникам, миру, о том, что мы поклоняемся тому, чему поклоняются они. Это серьёзный принцип.

Потому я думаю, учитывая все аспекты, в которых наша жизнь пересекается с окружающей культурой, не только на Рождество, но всё время, — а есть сотни аспектов, в которых наша жизнь, наш образ жизни пересекается с окружающей нас культурой — мы должны прикладывать все старания к тому, чтобы жить и праздновать так, чтобы показать, что наивысшую ценность в нашей жизни имеет Христос, а не мир или что-либо в этом мире. Это довольно непростая задача на Рождество.

Три способа явить Христа на Рождество

В заключение хочу рассказать вам, как мы с моей супругой Ноэль, вступив в брак, пытались обдумать этот вопрос — я не говорю о том, что у нас это получилось идеально или что кто-то должен делать всё так, как делает мы — но это просто некий принцип для размышлений.

Мы подошли к празднованию нашего первого Рождества как супружеская пара, желая чтить традиции, которые мы унаследовали от наших родителей, и желая делать это так, как делает наша семья, — мы хотели, чтобы это делалось как можно более по-христиански. Как нам свидетельствовать нашим детям и окружающим о Христе на Рождество? Я хочу отметить три вещи. Их больше, чем три, но я предлагаю вам три.

1. Сфокусируйте традиции на Христе

Мы никогда не ставили традиционную рождественскую ёлку. Конечно, для нас это было немного странно. Ведь мы оба выросли в домах с рождественскими ёлками. Я думаю, что в домах у всех наших детей в это время года есть рождественские ёлки. Мы ходили к гости к людям, у которых были рождественские ёлки. Но у нас дома на Рождество никогда не было традиционной рождественской ёлки.

Вместо этого мы сказали: «Давай поставим на столе, застеленном скатертью, большой вертеп, а под столом положим подарки чтобы символическим образом сконцентрировать всё внимание на Христе в этой рождественской сцене».

2. Дарите во имя Иисуса

Во-вторых, у нас не было рождественских носков для подарков. На самом деле мы даже не упоминали Санта Клауса. Если дети спрашивали о Санта Клаусе, мы говорили: «Это выдуманная история. Это просто интересная история, которую рассказывают люди. В ней нет ничего настоящего. На самом деле, она не имеет ничего общего с Рождеством».

Вместо этого мы создали такую штуку, которую назвали пастушьими сумками, и в течение декабря наши дети выполняли небольшие задания от Ноэль. Она платила им за работу, за которую они обычно не получали платы, например, за мытьё посуды или за помощь со стиркой. И они понемногу клали эти деньги в мешочки, зная, что эти мешочки будут положены в ясли как дары Иисусу.

Утром в этих мешочках были маленькие подарки для детей, а деньги мы отдавали на что-то, о чём договорились всей семьёй, — в любом случае это было нацелено на помощь нуждающимся и во имя Иисуса.

3. Пускай ваш дом говорит: «Пришло Рождество»

В-третьих, я пытался украсить наш дом ради соседей. Мы живём не в самом привлекательном районе. И наш дом — это один их фасадных домов — первый, который вы видите, переходя мост через шоссе I-94 и 35W, заходя в район Вентура Вилледж, который раньше назывался районом Филлипс. Что первое вы видите в этом районе?

Я не хотел, чтобы дом был слишком броским и кричащим, и всё же хотел, чтобы он говорил: «Пришло Рождество». Поэтому я использую звёзды, и эти звёзды везде. Это звёздный дом с христианским плакатом на фасаде. Все, кто желают подойти поближе и увидеть, что значат все эти звёзды, могут увидеть над дверью надпись: «Jesus is the reason for the season» (Иисус — причина этого праздника).

Это три способа, которыми мы пытались сделать наших детей настолько счастливыми, насколько это возможно во время празднования одного из самых важных событий в истории вселенной — воплощения Сына Божьего — и при этом сделать это максимально по-христиански.

Источник: https://ieshua.org/rozhdestvo-slishkom-yazycheskoe-dlya-hristian.htm

Интересное

Впервые в IHOP-KC состоялась молитва против антисемитизм

Jesus Today

Кинематографисты-христиане снимут фильм о морском котике, преодолевшем наркотическую зависимость

Jesus Today

Истории жизни. Олег Сухацкий: десять лет отступничества и невероятная милость Божья

Jesus Today