Сегодня, 26 августа, исполняется 112 лет со дня рождения Матери Терезы, причисленной католической церковью к лику блаженных 4 сентября 2016 года. Вот девять фактов, которые вам стоит знать об этой монахине, обладательнице Нобелевской премии, прославившейся тем, что она служила бедным и умирающим:
1. Настоящее имя Матери Терезы — Агнес Гондже Бояджиу. Она родилась в 1910 году на территории, являющейся частью современной Македонии. В возрасте 18 лет она покинула дом, чтобы присоединиться к сёстрам Лорето, группе монахинь в Ирландии. Именно там она получила имя сестры Марии Терезы в честь святой Терезы де Лизье. Год спустя, в 1929 году, Мать Тереза переехала в Индию и преподавала в католической школе для девочек.
2. В 1946 году Мать Тереза получила то, что она позже назвала «призванием внутри призвания». Она заявила, что Иисус говорил с ней и сказал отказаться от обучения и трудиться в трущобах Калькутты, помогая самым бедным и больным людям города. В 1950 году она получила одобрение Ватикана на создание конгрегации Сестёр – миссионерок любви, группы сестёр, принявших обет целомудрия, бедности, послушания и «искреннего бесплатного служения беднейшим из беднейших». К концу 1970-х у Сестёр – миссионерок любви были дочерние организации в Азии, Африке, Европе и Соединённых Штатах.
3. Мать Тереза и её религиозный орден привлекли международное внимание в 1967 году, когда известный журналист Малкольм Маггеридж взял у неё интервью для телепрограммы BBC. Из-за популярности интервью Маггеридж год спустя поехал в Калькутту, чтобы снять документальный фильм «Something Beautiful for God» (Что-то прекрасное для Бога) о «Доме для умирающих» Матери Терезы (Маггеридж также написал одноименную книгу в 1971 году).
4. За свою жизнь Мать Тереза получила более 120 престижных премий и наград. В 1971 году Папа Павел VI присудил Матери Терезе первую Премию мира Папы Иоанна XXIII, а в 1979 году она получила Нобелевскую премию мира. Норвежский Нобелевский комитет так описывает повод наградить её: «Присуждая эту награду, Норвежский Нобелевский комитет выражает своё признание деятельности Матери Терезы в помощи страдающему человечеству. В этом году мир обратил внимание на бедственное положение детей и беженцев, а это именно те категории людей, ради которых Мать Тереза так самоотверженно трудилась в течение многих лет». В 1985 году она также получила высшую гражданскую награду США — Президентскую медаль свободы.
5. В своей нобелевской лекции в 1979 году Мать Тереза назвала аборты «величайшим разрушителем мира»:
«Мы говорим о мире. Все эти вещи разрушают мир, но, мне кажется, самым страшным разрушителем мира являются аборты, ибо это настоящая война, прямое убийство — убийство, совершаемое самой матерью. И мы читаем в Евангелии, ибо Бог говорит совершенно ясно: даже если мать способна забыть дитя свое, Я тебя не забуду, Я записал тебя на ладони руки моей. Мы записаны на ладони Его руки, мы так близки к Нему, что и нерождённое дитя уже записано на руке Божьей. И вот что особенно поражает меня — это самое начало того стиха: даже если мать способна забыть то, что забыть невозможно, даже если она всё-таки смогла забыть это, Я тебя не забуду. И сегодня величайший враг мира, величайший его разрушитель — это аборты. И если мы все стоим сейчас здесь, то лишь потому, что родители нас желали. Нас здесь не было бы, если бы наши родители сделали это с нами. Наши дети — мы желаем их, мы любим их, но как насчет тех миллионов детей? Многие люди очень-очень озабочены судьбами детей в Индии, в Африке, где они во множестве умирают от недоедания, голода и так далее. Но миллионы погибают умышленно по воле их матерей. Вот это и есть величайший враг мира сегодня. Потому что если мать может убить свое собственное дитя — что же помешает мне убить вас и вам убить меня?»
6. Секуляристы часто осуждали Мать Терезу за её противодействие противозачаточным средствам и абортам. Но также её часто критиковали и за то, что она позволяла своей организации оказывать недостаточную помощь бедным, а также за, вероятно, неэффективное управление благотворительными средствами. Хотя она и использовала собственную известность для того, чтобы собирать миллионы долларов на свою благотворительную деятельность, её приюты для сирот и центры помощи, управляемые её религиозным орденом, часто не соответствовали стандартам. После посещения Дома для умирающих Матери Терезы в 1994 году Робин Фокс описал увиденное им в Британском медицинском журнале «The Lancet». Фокс сообщил, что врачи посещали пациентов лишь изредка (помощь в основном оказывали необученные добровольцы), и что обезболивание, предоставляемое умирающим, было несоответствующим, что заставляло их страдать напрасно. В 2008 году ещё один наблюдатель сообщил: «Я был потрясён, увидев небрежность. Иглы промывались в холодной воде и использовались повторно, а пациентам давали просроченные лекарства. Там были люди, у которых при должном уходе вполне был шанс выжить».
7. Мать Тереза также подвергалась критике со стороны христиан за преуменьшение значения благовестия и за поддержку универсалистских взглядов на спасение. Например, в своей книге «Life in the Spirit: Reflections, Meditations and Prayers» (Жизнь в Духе: размышления, созерцание и молитвы) она сказала:
«Наша цель — донести Бога и Его любовь беднейшим из бедных, независимо от их этнического происхождения или веры, которую они исповедуют. Наше различение того, кому направлять помощь, основывается не на вере, а на необходимости. Мы никогда не пытаемся обратить тех, кого мы принимаем, в христианство, но в своей работе мы свидетельствуем о любви Божьего присутствия, и если католики, протестанты, буддисты или агностики станут из-за этого хорошими людьми, просто более хорошими, мы будем довольны. Для человека важно то, к какой церкви он принадлежит. Если этот человек думает и верит, что это единственный путь к Богу для него или для неё, то именно так Бог входит в его жизнь. Если он не знает никакого другого пути и если у него не возникает сомнений в том, что ему не нужно искать, значит это его путь к спасению».
Когда католический священник спросил, пыталась ли она обращать людей, она, как сообщается, ответила: «Да, я обращаю. Я обращаю вас в то, чтобы вы стали более хорошим индуистом или хорошим мусульманином, или хорошим протестантом, или хорошим католиком, или хорошим парсом, или хорошим сикхом, или хорошим буддистом. И когда вы найдёте Бога, вы должны делать то, что Бог желает от вас».
8. После смерти Матери Терезы её письма показали, что она прожила почти 50 лет с кризисом веры, иногда сомневаясь в существовании Бога и часто ощущая Его отсутствие в своей жизни. Это отсутствие начало ощущаться примерно в 1948 году, вскоре после того, как она начала служить бедным в Калькутте, и продолжалось до самой её смерти в 1997 году. Как писал Дэвид Ван Бима в журнале Time:
«В более чем 40 записях, которые ранее никогда не публиковались, она сетует на “сухость”, “темноту”, “одиночество” и “пытки”, которые она проходит. Она сравнивает эти переживания с адом и в какой-то момент говорит, что это заставило её усомниться в существовании небес и даже Бога. Она остро осознаёт разницу между её внутренним состоянием и своим публичным поведением. “Улыбка”, пишет она, — это “маска” или “плащ, который всё скрывает”. Точно так же она задаётся вопросом о том, не занимается ли она словесным обманом. “Я говорила так, будто всем сердцем влюблена в Бога нежной, личной любовью, — говорит она своему советнику. — Но если бы вы были [там], вы бы сказали: ‘Какое лицемерие!’”»
9. Для того, чтобы быть признанной святой в католической церкви, она должна была пройти долгую процедуру беатификации и канонизации. Обычно этот процесс нельзя начать раньше, чем через пять лет после смерти человека, но Мать Тереза получила разрешение для начала процедуры без исполнения этого требования от папы Иоанна Павла II. До беатификации (которая признаёт способность человека ходатайствовать перед Богом за людей, которые молятся в его или её имя) должно быть какое-то подтверждённое чудо, совершённое этим человеком после его смерти. После беатификации церковь ищет второе чудо, чтобы начать процесс канонизации. Если таковые найдены и исполнены остальные требования, папа может провести специальную Мессу, на которой человек признаётся святым. Первое чудо, приписываемое Матери Терезе, заключалось в исцелении женщины-индуски, Моники Бесры, у которой опухоль в брюшной полости была настолько огромной, что врачи потеряли надежду на её спасение. После того, как чудотворная медаль, которая коснулась тела Матери Терезы, была приложена к животу Бесры, опухоль, как сообщается, исчезла. Второе чудо касается бразильского мужчины, который, как сообщается, был исцелён от бактериальной инфекции в мозгу после того, как он и его семья помолились Матери Терезе о помощи.
Почему такой сайт евангельских христиан, как TGC, пишет о человеке, который придерживался религиозных взглядов, которые мы считаем несовместимыми с Евангелием? Есть две причины, по которым, по моему мнению, евангельские христиане должны что-то знать о Матери Терезе. Во-первых, она остаётся популярной исторической личностью. За свою жизнь она 18 раз называлась, согласно опросу Института Гэллапа, одной из десяти женщин во всём мире, которыми восхищаются американцы, несколько раз занимая первое место в 1980-х и 1990-х. Кроме того, в 1999 году опрос среди американцев поставил её на первое место в списке самых уважаемых людей 20-го века, составленном Гэллапом. Во-вторых, для многих людей имя Матери Терезы стало синонимом христианского милосердия. Поэтому мы должны кое-что знать об этой монахине из Калькутты. Хотя мы и должны признать Мать Терезу как заслуживающего похвалы борца против абортов, которая горячо заботилась о бедных, мы также должны знать о многих её слабостях и недостатках, чтобы мы могли исправлять мнение о ней как о неподдающемся критике христианском лидере.
Источник: https://ieshua.org/9-faktov-kotorye-vam-stoit-znat-o-materi-tereze.htm