Повествование о рождении Иисуса — один из самых известных рассказов в истории. Тем не менее многое из того, во что мы верим в отношении этой истории, уходит своими корнями в фольклор и народную традицию, а не в библеистику.
Чтобы помочь вам лучше понять это повествование, вот девять фактов, которые вам стоит знать о рождественской истории:
1. На протяжении всей церковной истории в качестве даты рождения Иисуса предлагалось множество дней, включая 21 марта, 15 апреля и 20 мая. Однако с четвёртого или пятого века христиане традиционно датируют Благовещение — весть Ангела Гавриила Марии в Луки 1:28-37 — как произошедшее 25 марта. Поскольку беременность длится примерно девять месяцев с момента зачатия, Церковь определила день Рождения Иисуса как 25 декабря.
2. Большинство современных переводов говорят, что Мария родила Иисуса и положила Его в ясли, потому что для них не было места в гостинице. Но, как утверждает исследователь Нового Завета Стивен К. Карлсон, конец Луки 2:7 следует переводить как «потому что у них не было места там, где они остановились». Как говорит Карлсон, «проблема, с которой столкнулись в этой истории Иосиф и Мария, заключалась не в том, что им было отказано в определённом или хорошо известном месте для проживания, когда они только приехали, а в том, что это место проживания не было подходящим для того, чтобы там могли пройти роды и мог осуществляться уход за младенцем Иисусом». В результате рождение Иисуса произошло в главной комнате дома, принадлежавшего, вероятно, родственникам Иосифа, а не в меньшей комнатке для супругов, примыкавшей к дому.
3. Хотя кажется, что наличие яслей (то есть корыта, из которого ест скот) может предполагать хлев, в то время было принято держать ясли в главной комнате деревенских домов, как утверждает исследователь Нового Завета Майкл Крюгер. Животных часто держали вместе с жильцами дома всего в нескольких футах от людей в соседней комнате.
4. Включение ясель и пелен в историю Рождества, по-видимому, имеет двойное значение. Во-первых, как объясняет Питер Крол, эта деталь является для пастухов подтверждением того, что сказал ангел. В этом коротком рассказе у нас есть факт (младенец был положен там, Луки 2:7), предсказание (ангел сказал, что они найдут Его там, Луки 2:12) и свидетельство (пастухи действительно нашли младенца Иисуса именно там, где им было сказано, Луки 2:16). Во-вторых, как говорит Питер Лейтхарт, «младенец в пелёнках становится распятым преступником в погребальных пеленах, но он “не спеленан”, когда Он вырывается из гроба. Младенец, положенный в ясли, становится распятым телом, но смерть не может Его удержать. Пастухи находят Иисуса, но когда женщины пришли послужить Его телу, Его там нет».
5. «Волхвы с востока» (Матфея 2:1), скорее всего, были астрологами или толкователями знамений. Их описание видения некоего небесного тела как предвестника важного события, по-видимому, является указанием на древний тип практической астрологии (то есть изучения значимых событий на небесной сфере для социальных групп, народов или всего человечества). Даже если волхвы (греч. μάγοι/маги от μάγος/магос — «маг, чародей, звездочёт, волхв») были настоящими астрологами, это не является библейским одобрением астрологии. Наоборот, это пример того, что даже идолопоклонники признали Иисуса Богом. Как говорит Дэвид Матис, «Эти волхвы не являются почтенными царями — нет, они языческие специалисты по сверхъестественному, знатоки астрологии, магии и гадания, вопиющим образом нарушающие ветхозаветный закон — и они приходят почтить Иисуса».
6. Некоторые учёные считают, что так называемая Вифлеемская Звезда (Матфея 2:2) вовсе не была звездой. В библейские времена большинство небесных тел или явлений — планеты, кометы и метеоры — в просторечии назывались «звёздами» (подобно тому, как мы называем метеоры «падающими звёздами»). На протяжении веков были предположения, что небесное тело, которое видели волхвы, было Юпитером, сверхновой, метеорами или обычной звездой. Исследователь Нового Завета Колин Николл утверждает, что только комета могла сделать всё то, что говорится об этой звезде в текстах о Рождестве, — привести волхвов в Иерусалим, затем в Вифлеем, затем в конкретный дом, в котором лежал младенец Иисус.
7. Древняя Церковь считала, что три дара волхвов имеют символическое значение: золото как символ царственной власти Иисуса, мирро как Его человеческую природу (как материал для бальзамирования), а благовония как символ Его божественности. Но они также были стандартными дарами царю или божеству в древнем мире. Как отмечает издание Biblical Archaeology, древние надписи свидетельствуют о том, что царь Селевк II Каллинник принёс такое приношение богу Аполлону в храме в Милете в 243 году до н.э. Пророк Исаия, описывая восстановление Иерусалима, также говорит о том, как народы и цари будут приносить подобные дары: «…Принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Исаия 60:6).
8. Художественные представления или постановки истории Рождества часто называют вертепами. Слово «nativity» (англ. «вертеп») происходит от латинского «nativus», что значит «рождённый» или «родной». Создание первого вертепа в 1223 году приписывают Франциску Ассизскому. Как сообщается, Франциск установил ясли с сеном, быком и ослом в пещере в итальянской деревне Грецио. Затем он пригласил жетелей деревни посмотреть на эту сцену, пока он проповедовал о «Вифлеемском младенце».
9. Несмотря на впечатление, которое производят многие рождественские пьесы и рождественские гимны, в Библии не уточняется: что Мария ехала на осле; что хозяин гостиницы отказал Марие и Иосифу (см. пункт 2 о переводе Луки 2:7); что Мария родила Иисуса в день прибытия в Вифлеем (только что это произошло, «когда они были там» — Луки 2:6); что ангелы пели (только что «воинство небесное» славило Бога и взывало — Луки 2:13-14); что мудрецы прибыли в день/ночь рождения Иисуса (скорее всего, они прибыли, когда Он был малышом, то есть уже не младенцем).
Источник: https://ieshua.org/9-faktov-kotorye-vam-stoit-znat-o-rozhdestvenskoj-istorii.htm