Родившись в еврейско-христианской (другими словами, в мессианской еврейской семье), я всю жизнь праздновал Песах, Рош ха-Шана (еврейский Новый год) и Хануку. И всегда знал, что Иешуа (Иисус) — это Мессия. Повзрослев, я понял, что именно это и делало меня странным в глазах других людей. Только представьте: из шести миллионов евреев, живущих в США, всего лишь 1-2% верят в Иисуса. Хотя и сам Иисус, и все Его ученики были чистокровными евреями, мы, еврейский народ, почти в полном составе пребываем в духовной тьме, не принимая благую весть Нового Завета.
Я рос на стыке еврейского и евангельского христианского миров, и сегодня несу миссионерское служение с «Евреями за Иисуса». И я заметил, что хотя большинство христиан любят еврейский народ, у них есть ряд неправильных представлений о евреях, которые затрудняют проповедь евангелия моим соотечественникам. Вот три самых распространённых заблуждения:
1. Иудаизм — это христианство без Иисуса
Выглядит это примерно так: «Христиане верят в Ветхий и Новый Завет, а евреи — только в Ветхий Завет» или «Христиане верят, что Мессия уже пришёл, а евреи — что ещё не пришёл». Но оба эти утверждения ошибочно трактуют иудаизм как нечто «неполное», а не как самостоятельное вероисповедание. Часто во время обсуждений на церковных собраниях эта идея принимает форму вопроса: «Ветхий Завет так ясно предвещает приход Иисуса, как евреи этого не видят?»
Ключевое отличие между иудаизмом и христианством не просто в том, какие книги Библии считаются Священным Писанием, а в том, как евреи и христиане читают эти книги. Иудаизм интерпретирует Танах через призму еврейской традиции. Танах – еврейский термин, обозначающий Ветхий Завет или еврейские Священные Писания, — аббревиатура из первых букв еврейских слов Тора, Пророки и Писания (тот же канонический порядок, который перечислен в Евангелии от Луки 24:44).
Я живу в Бруклине — районе Нью-Йорка, где расположено самое большое сообщество ортодоксальных евреев вне Израиля. Один молодой ортодоксальный еврей однажды объяснил мне, что читать Библию самостоятельно невозможно — нам нужна помощь и комментарии раввинов, чей ум и высшая мудрость раскрывают тайны Библии, недоступные для всех остальных.
Иудаизм учит еврейский народ ожидать Мессию, который будет человеком, а не Богом. Хотя ортодоксальные евреи признают, что личность Мессии, известная как «сын Иосифа», может пострадать и умереть по пришествии, но считают, что другая Его личность — «сын Давида» — не может. Реформистский иудаизм делает упор на мессианской эпохе, а не на личности Мессии. Еврейский народ не ждёт такого Мессию, который умер бы за них искупительной смертью, потому что иудаизм не учит о первородном грехе. Напротив, он учит, что у каждого человека есть и злые, и добрые наклонности, что считается нормальным.
Понимание этих особенностей должно изменить то, как мы обосновываем евреям необходимость принятия евангелия. Слова: «Иисус умер за ваши грехи, поэтому верьте в Него, и вы будете спасены!» — для большинства евреев покажутся бессмыслицей. И, вероятнее всего, в ответ вы услышите: «А кто его просил это делать?»
Но если вы уделите время тому, чтобы понять, откуда родом и на чем воспитан ваш друг-еврей, то это поможет вам составить более понятное для него евангельское послание. Например, такое: «Я верю, что в Иисусе исполнились все пророчества о Мессии. Ведь именно из-за Него язычник вроде меня поклоняется Богу Израиля!»
2. В своей основе иудаизм — это система верований
Поскольку христианство основано на определённых верованиях, логично предположить, что и иудаизм тоже. Однако иудаизм как раз делает больший упор на ортопраксию (правильные поступки), чем на ортодоксию (правильную веру). Это религия «дела, а не слова». Хотя в иудаизме, конечно же, существуют основополагающие верования, основное внимание здесь уделяется принадлежности к еврейскому народу, соблюдению еврейского закона и внесению личного вклада в улучшение окружающего мира.
Ситуация усложняется ещё и тем, что еврейское самосознание представляет собой сложное сочетание религии, этнической принадлежности и культуры. Это этнорелигия. В зависимости от того, кому вы задаёте вопрос, суть иудаизма может истолковываться как вера, этика, народность, культура, наследие или традиции. Поэтому, в рамках всего вышеперечисленного, евреем можно одинаково считать и глубоко набожного ортодоксального иудея, и атеиста.
Моя коллега как-то общалась с молодой светской еврейкой и получила от неё следующее объяснение по данному вопросу: поскольку иудаизм является этнорелигией, она считала, что могла свободно выбирать, какие именно аспекты своего еврейского наследия она будет соблюдать. Выбрала она те, которые ей показались наиболее значимыми.
Недавнее исследование Барна показало, что «часто миллениалы-евреи, сформированные смешанными браками и мультикультурализмом, отвергают жёсткие или традиционные определения того, что значит быть евреем. Однако (больше, чем любое другое поколение) по-прежнему считают свою еврейскую идентичность очень важной»[1].
3. Еврейский народ досконально знает Писание
Многие христиане очень уважают еврейский народ, и это совершенно правильно. Как люди, любящие Слово Божье, мы понимаем, что почти все величайшие герои в Библии — евреи: Моисей, Давид, Дебора, Илия, Есфирь, Мария, Павел и, конечно, сам Иисус.
Религиозная преданность ортодоксальных евреев — это для нас и вызов, и вдохновение. Но это заслуженное восхищение иногда приводит к заблуждению, будто абсолютно все евреи хорошо знают Писание и разбираются в нём. Некоторые действительно знают и разбираются. Я слышал о раввинах, которые выучили наизусть большую часть Библии. Однако большинство евреев не очень хорошо знакомы с ней.
На самом деле подавляющее большинство евреев, особенно живущие за пределами Израиля, — это люди светские. Даже сами ортодоксы, которые ходят в религиозные школы изучать иудаизм, большую часть времени изучают там споры о еврейском Законе, а не Священные Писания, на которых эти споры основаны!
Однажды я разговаривал с ортодоксом-студентом Бруклинского колледжа, который не был уверен, читал ли он когда-нибудь Книгу пророка Исайи. В общем, евреи ничем не отличаются от всех остальных людей: некоторые из нас хорошо разбираются в особенностях иудаизма, а большинство не разбирается совсем.
Вы можете всё изменить
Как и обещал, я обозначил три основных заблуждения, но есть ещё четвертое, на которое хочу обратить ваше внимание. Вот оно: если вы не еврей, вы недостаточно компетентны, чтобы проповедовать евангелие еврейскому народу.
Спешу вас удивить! На самом деле, чаще всего евреи приходят к вере в Иисуса именно через свидетельство своих друзей или сослуживцев — христиан-неевреев.
Взять хотя бы моего отца (нееврея). Именно он первым поделился благой вестью с моей мамой-еврейкой. У вас даже есть некоторое преимущество перед такими еврейскими верующими, как я. Еврея заинтригует услышать от человека вроде вас, что вы цените его еврейство, что вы выступаете против антисемитизма, потому что Бог любит еврейский народ, и что благодаря Иисусу вам важны еврейские корни вашей веры. И вам не нужно уметь читать на иврите или знать каждое пророчество о Мессии наизусть.
Всё, что вам необходимо, — это желание и готовность, чтобы Бог использовал вас как своего посланника для тех, кто готов услышать.
[1] Барна, Эволюция духовного самосознания еврейских миллениалов — https://www.barna.com/research/beliefs-behaviors-shaping-jewish-millennials/
Источник: https://ieshua.org/tipichnye-zabluzhdeniya-o-propovedi-evangeliya-evrejskomu-narodu.htm