Покорность.
Из всего, о чем написано в Библии, эта тема, пожалуй, наименее популярна. В конце концов, в нашей культуре не ценится покорность властям. Напротив, в нашем мире поощряется вызов и критика тех, кто поставлен над нами.
Это хорошо видно по классической наклейке на бампере: «Question Authority» («Не верь властям»).
И если подчинение и без того является непопулярной идеей, оно вызывает еще большую неприязнь, когда мы читаем такие стихи, как Ефесянам 5:22: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Действительно, этот отрывок (и его аналог в 1 Пет. 3:1) был эпицентром в спорах и войнах о подчинении, как в церквях, так и в более широкой культуре.
Но если мы позволим этим стихам занять центральное место, может создаться ошибочное впечатление, будто Библия учит, что подчиняются только женщины. На самом деле Священное Писание дает более комплексное представление по этому вопросу.
Все кому-то подчиняются
Библия ясно говорит, что все кому-то подчиняются. Мужчины и женщины призваны подчиняться правительству (Рим. 13:1), дети должны подчиняться родителям (Еф. 6:1), члены церкви — старейшинам (Евр. 13:7), слугам нужно подчиняться хозяевам (1 Пет. 1:18) и так далее.
Конечно, высшей демонстрацией того, что покорность является достойной и библейской добродетелью, является то, что ее практиковал сам наш Господь. Христос во время Своего земного служения подчинился Отцу (Иоанна 4:34, 5:3). Его покорность была настолько полной, что Он был «послушен до смерти, даже смерти на кресте» (Фил. 2:8).
Вот в чем суть: подчинение не является женской добродетелью; оно является христианской добродетелью.
Возможно, в свете сказанного, нам нужно изменить то, как мы думаем — и говорим — о подчинении в церкви. Вместо того, чтобы постоянно сосредотачиваться только на одном примере (Еф. 5:22), нам нужно призвать всех христиан подчиняться всякой власти, стоящей над ними.
И если мужчинам предстоит быть лидерами в церкви и дома — о чем часто говорят в дискуссиях о подчинении, — тогда они должны подавать пример. Мужчины-христиане должны быть образцом повиновения вышестоящим властям.
Мужчины, подчиняетесь ли вы?
Предлагаю несколько тестовых вопросов мужчинам:
- Мужчины, проявляете ли вы покорность по отношению к своему работодателю? Или вы ворчите, жалуетесь и подрываете авторитет начальника?
- Мужчины, подчиняетесь ли вы своим церковным руководителям? Или вы регулярно выступаете против подотчетности и надзора?
- Мужчины, если вы пастор или старейшина в церкви, подчиняетесь ли вы другим старейшинам? Проявляете ли вы дух подчинения своему деноминационному телу? Когда вас просят что-то сделать, вы покоряетесь или противодействуете?
- Мужчины, уважаете ли вы власть, которую Бог поставил над вами, независимо от политической принадлежности или вашего мнения об их политике? Или вы насмехаетесь и высмеиваете эти власти?
Можно только себе представить, как трудно женщинам (не говоря уже о том, что это разочаровывает и приводит их в уныние), когда их постоянно призывают подчиняться мужьям, а они видят, что их мужья и церковные лидеры отказываются подчиняться властям, поставленным над ними. И напротив, их воодушевляет, когда они видят, что их просят делать то, что их лидеры с готовностью и с радостью делают в первую очередь.
Покорность перед наблюдающим миром
Но христианское подчинение — это не только вопрос, касающийся церкви; оно также влияет на то, как мы относимся к более широкой культуре. Практикуем ли мы то, что проповедуем перед наблюдающим миром?
Когда христиане пренебрегают указаниями и директивами правительства, можно понять, почему наблюдающая культура начинает чесать затылок в замешательстве. Разве христиане громче всех не жаловались на то, что мы живем в антиправительственную эпоху? Разве христиане не сетовали на неподчинение нашего мира властям?
Однако, кажется, что те же самые христиане часто не желают подчиняться, когда сталкиваются с правительственным указом, с которым они не согласны.
Давайте проясним ситуацию, подчинение не означает, что мы слепо выполняем все указания правительства (или любых других властей). Послушание не требует от нас подчиняться кому-либо, если они принуждают нас грешить (в таких случаях мы обязаны не повиноваться) или подчиняться законам, которые заставляют нас бесчестить Бога (Дан. 3:18). И подчинение не означает, что мы не можем работать над изменением нашей ситуации (например, мы можем подчиняться правительству, пытаясь изменить его законы).
Но так же, как жены призваны подчиняться несовершенным мужьям, граждане призваны подчиняться несовершенному правительству. И мужчины должны быть в этом лидерами.
Подчинение изменит вас
Когда мужчины возьмут на себя инициативу в практическом проявлении смирения и подчинения, мы кое-что обнаружим, а именно: подчинение — это сложно. Это серьезный и весомый акт самоотречения. Оно может казаться смертью, даже если мы знаем, что это путь к жизни.
Знание на собственном опыте того, как сложно подчиняться, в свою очередь, даст нам больше понимания и сострадания к тем, кто находится под нашим руководством. Мы не сможем говорить о подчинении легко и банально, как будто это ничего не стоит. Мы можем стать кроткими лидерами, которыми мы призваны быть, потому что понимаем важность подчинения, практикуя его сами.
Более того, осознание трудности повиновения даст всем нам новое чувство благодарности за то, что Иисус пострадал за нас. В слезах и агонии Он попросил Отца: «Если возможно, пусть чаша сия минует меня». И дальше Он произнес эти ошеломляющие слова самоотречения: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26:42).
Итак, когда мы, как христиане — мужчины и женщины – отвергаем себя и подчиняемся тем, кто наделен властью над нами, мы подражаем Христу. Когда мы говорим: «Не моя воля, но Твоя», мы поступаем, как Иисус.