Несколько недель назад я начал читать любимую с детства книгу своим сыновьям пяти и трех лет. Первая глава книги называется «Дни на ферме с Аннетт и Самуилом», и каждый вечер мой старший сын терпеливо ждет, пока я закончу раздел, чтобы он мог хорошенько рассмотреть простой рисунок карандашом, сопровождающий каждую историю.
В первый вечер он оторвался от фотографии, на которой Аннетт и Самуил играли в семью, и спросил: «Папа, а где же сетка?». На мгновение я растерялся, пока не понял, что он услышал название книги так: «Дни на ферме с Нет (net — сетью) и Самуилом». Это простое недоразумение изменило всю историю: мой ребенок представил себе, как какой-то маленький мальчик бродит по ферме в сопровождении не своей старшей сестры, а надежной сети, готовый к любым случайным трудностям и неприятностям.
Потеря важного акцента может кардинально изменить историю. Точно так же отсутствие вдумчивого отношения к библейским текстам может отправить нас в сторону, не поддерживаемую Словом Божьим. Наши выводы могут показаться нам библейскими, но они кажутся библейскими только потому, что мы неправильно поняли или упустили из виду что-то в тексте.
Ефесянам 5:21-33, вероятно, является наиболее часто читаемым, проповедуемым и рекомендуемым библейским отрывком, касающимся брака — и не зря. Павел объясняет и распространяет Божье представление о здоровом браке, который приносит радость и процветание как мужу, так и жене. Павел обращает наше внимание на параллель между любовью Христа к своей невесте, т.е. церкви, и любовью и самопожертвованием мужа ради своей жены.
Не упустите главное
Однако, мы должны быть осторожны на этом этапе, чтобы не совершать поспешно и с легкостью ошибок в отношении того, как именно служение и руководство мужа отражают служение и руководство Христа. В то время как муж и жена равны, Христос и муж не равны. В этом отрывке Павел использует стратегию аргументации от большего к меньшему. Это как если бы он сказал: «Если Христос Иисус, который есть Сам Бог, может снизойти, чтобы служить людям, которые ниже Его, то, конечно, мужья могут служить своим женам, которые находятся в равной с ними позиции».
В отличие от служения Христа церкви, служение мужа жене — это не «благодать» или «милость». Это не «снисходительность». Это не снисхождение высшего, чтобы служить низшему. В конце концов, благодать, милость и снисходительность дарованы тем, кто не имеет на них никаких прав. В противном случае это не было бы благодатью, милосердием или снисхождением.
Конечно, мужьям нужно проявлять к своим женам милость и благодать, но эта необходимость исходит от того, что они оба являются людьми, борющимися с грехом, а не потому, что муж находится в более высоком положении относительно своей жены.
Правильное понимание того, что мужья не равны Христу, но они равны своим женам, удерживает нас от множества возможных злоупотреблений. Христос должным образом управляет нашей жизнью, потому что Он наш Создатель, Господь завета и Спаситель. Он регламентирует секс, потому что Он Сам и создал секс. Он распоряжается нашими финансами, потому что все стада на тысячах пастбищ принадлежат Ему. Он велит нам объединиться с Его народом, потому что Он глава церкви.
Муж — совсем другое дело. Итак, в то время как жена во всем подчиняется своему мужу, на мужа возлагается тяжелая ноша — убедиться в том, что он не утверждал, что его лидерство является доказательством его морального, интеллектуального или духовного превосходства. Женам следует понять, что в этом отрывке Павел делает ударение на жертве Христа, а не на Его господстве. Да, мужья ведут своих жен. Но это лидерство — это вести за собой равную ему жену, а не кого-то, к кому ему нужноснизойти.
Служить как равный
Признание того, что в 5-й главе Послания к Ефесянам Павел не приравнивает мужей ко Христу, в качестве вышестоящих, а жен к церкви, в качестве нижестоящих, уводит нас с коварного и обманчивого края пропасти деспотичного комплементаризма. Примите во внимание следующие истины:
- Желания Христа по своей природе выше человеческих желаний. Желания мужа по своей природе не превосходят желаний его жены.
- Мудрость Христа по своей природе выше человеческой мудрости. Мудрость мужа по своей природе не выше мудрости его жены.
- Важность Христа по своей природе выше человеческой важности. Важность мужа по своей природе не выше важности его жены.
- Нравственная чувствительность Христа по своей природе более ясна, чем человеческая нравственная чувствительность. Нравственная чувствительность мужа по своей природе не яснее нравственной чувствительности его жены.
- Способность Христа рассуждать богословски по своей природе лучше, чем человеческая способность рассуждать богословски. Способность мужа рассуждать богословски по своей природе не лучше, чем способность его жены рассуждать богословски.
Утверждение этих истин никоим образом не подрывает явленный Богом образец руководства и подчинения в семье, как учит Ефесянам 5:21-33. И это не означает, что мужчины и женщины неотличимы друг от друга, кроме как биологически, как если бы Бог просто подбросил монетку, и мужу выпал жребий стать «ведущим», а жене «ведомой». Бог определил нам хорошие роли, и Он создал нас уникальными, чтобы мы преуспели в этих ролях.
Муж является лидером не потому, что он лучше своей жены. Если это заставляет нас нервничать, возможно, мы слишком много говорили о ролях и слишком мало о равенстве, или мы усвоили культурную идею о том, что лидеры по своей природе превосходят тех, кого они возглавляют. Мужья — это Божий дар женам, так же как и жены — это Божий дар мужьям. Но муж — не правитель, исправляющий от природы колеблющуюся женщину. Напротив, радость быть мужем — это радость быть назначенным Богом лидером-слугой своей жены, которая равна ему.
Источник: https://ieshua.org/v-chyom-muzh-otlichaetsya-ot-hrista.htm