УБога есть враги. Эту истину нелегко принять. Нам тяжело понять это наравне с другими истинными утверждениями в Библии, такими, как например: «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4:8). Но не верьте мне на слово. Рассмотрите следующие отрывки из Писания, которые свидетельствуют об этом:
«Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои» (Пс. 65:3)
«Да восстанет Бог, и расточатся враги Его… Но Бог сокрушит голову врагов Своих» (Пс. 67:2,22)
«…мстит Господь врагам своим и не пощадит противников Своих» (Наум 1:2)
«Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4)
У Бога есть враги, и в книге Авдия содержится короткое пророческое заявление о Божьих действиях против Его врагов. Однако это послание надежды для Божьего народа.
Два мальчика, два народа
В книге Авдия, Божьи враги – жители Едома, и если мы хотим понять эту короткую книгу Библии, важно знать кто такие Идумеи (едомитяне). Библейская история Идумеев начинается в 25-й главе книги Бытия, когда Исаак и Ревекка стали родителями близнецов: Исава и Иакова.
Братья часто соревнуются друг с другом, но эти двое начали борьбу еще в утробе матери (Быт. 25:22-23). Напряженные отношения продолжались и в их юные года. Исав продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку (Быт. 25:29-34), а позже Иаков украл семейное благословение, которое предназначалось Исаву (Быт.27). В результате этого конфликта пути братьев разошлись, и потомки Иакова стали народом Израиль, тогда как потомки Исава стали Едомом.
Раздор между двумя мальчишками продолжился и в разногласиях между их потомками. Один из запоминающихся примеров борьбы двух народов — когда Едом не разрешил странствующим Израильтянам пройти по своей территории (Числа 20:14-21). Возможно, благодаря своему месторасположению Идумеи стали высокомерными по отношению к бедственному положению Израильтян. Многие города Едомитян были расположены на вершинах гор, возвышавшихся на полтора километра над уровнем моря. К этим городам вели узкие тропинки, что делало их практически неприступными и недосягаемыми для вражеского вторжения. Жалеть Израиль не было нужды.
Как и их праотцы, эти два народа-близнеца боролись друг с другом. Дуглас Стюарт пишет: «Отвергнутый брат Израильского народа противостоял своему родственнику при каждом удобном случае со времен исхода до Вавилонского пленения Иудеи и Иерусалима, всячески приветствуя и поддерживая притеснения». Противостояние дошло и до времен Христа, когда Ирод, который был Идумеем, потомком Едома, искал убить новорожденного Царя Иудеев (Матф. 2:1-12).
Предательство брата и славная надежда
Слова пророка Авдия усиливают глубину братских отношений между Израилем и Исавом. Их общая история побуждает пророка рассматривать действия Едома как предательство семейных уз. Пока потомки Иакова в Иерусалиме переживали нашествие врага, разрушение и изгнание, потомки Исава наблюдали (Ав. 1:10-11) и радовались злу (ст.12), и даже участвовали в нем (ст.13-14).
Поэтому пророк провозглашает: «За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты истреблен будешь навсегда» (ст.10). Близость нахождения понятий «насилие» и «брат» в этом стихе должны комом встать у нас в горле, пока мы читаем этот стих. Так же, как Иаков однажды боялся Исава (Быт. 32:7), сейчас Израиль боится Едомитян, которые стремятся предать их в руки Вавилонян (Ав. 1:14).
Но грядет день Господень (ст.15), и когда он наступит, потомки Иакова будут радоваться освобождению от всех Божьих врагов – включая Едома. В тот день гнев Божий обрушится на Его врагов (ст.15-16) и будущие поколения Иакова получат спасение на горе Сион (ст.17).
Сион – название территории Иерусалима, где находился храм. Храм был местом встречи между небесами и землей, Богом и человечеством. Там Бог обитал с Его народом. Гора Сион напоминала Израильтянам о том, что Бог суверенно правит всем и находится над хаосом человеческой истории. Он будет Тем, Кто спасет их.
Спасение, описанное пророком Авдием, напоминает урок географии:
«И завладеют те, которые к югу, горою Исава, а которые в долине, — Филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом.
И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Хананейскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные.
И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (ст. 19-21).
Эти слова появляются как славная надежда для израненных, избитых и осажденных Израильтян в дни пророка. Бог обещает уничтожить его врагов и спасти Свой народ. Стихи 19-21 это описание земли обетованной. Перечисленные места расположены вокруг Иерусалима: Негев – на юге, Сефарад – на западе, Ефраим и Самария – на севере, Галаад – на востоке. Это обещание того, что все земли вокруг Иерусалима будут принадлежать Израилю и те, кого увели в плен в Вавилон (с помощью Едомитян), снова поселятся там.
Хорошие новости для Едома и нас
Истина в том, что мы нуждаемся в Боге, у которого есть враги. Скот Соулз пишет: «Если нет суда, то нет надежды для раба, жертвы насилия, ребенка, подвергшегося издевательствам, людей, которых оклеветали, ограбили или украли их достоинство. Если никто не будет призван к ответу перед небесным судом за насилие и угнетение, тогда жертвы никогда не увидят справедливости. Нам нужен Бог, Который гневается».
Нам нужен Бог, который отвечает на зло врагов справедливостью. Но как мы ведем себя по отношению к врагам?
Как избалованные дети, которые знают, что их родители будут защищать их при любых обстоятельствах, потомкам Иакова было бы легко презирать своих врагов Идумеев. Такая же опасность грозит христианам. Если в конце Бог побеждает, спасая Своих детей, почему бы не позлорадствовать из-за нашей уверенной победы?
Прежде всего, мы должны помнить, что мы тоже когда-то были врагами. Павел объясняет это так: «Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Рим. 5:10). Во-вторых, мы должны повиноваться повелению нашего Спасителя любить и молиться за врагов (Матф. 5:44). Мстительная ухмылка не свидетельство того, что мы дети Отца нашего на небесах (Матф. 5:45). И еще, мы должны держаться Иисуса. Вместо того, чтобы охотиться на Божьих врагов для того, чтобы провозгласить над ними суд, мы должны искать их и провозглашать: несмотря на то, что мы все еще враги, мы примирились с Богом через смерть Его Сына. Это же предложение актуально для нас и сегодня.
Автор — Дэйви Эллисон / thegospelcoalition.org
Перевод — Анастасия Муратова для ieshua.org
Дэйви Эллисон – доктор философии в Королевском Университете в Белфасте, директор по учебной работе Ирландского Баптистского колледжа. Также он является старейшиной в Баптистской церкви Антрима. Автор нескольких книг.
Источник: https://ieshua.org/my-byli-vragami-osmyslenie-knigi-proroka-avdiya.htm