ВБиблии часто упоминается соль, и, как мы знаем, соль — добрая вещь. Но что же она значит в Писании? Давайте разберёмся.
Консервант, антисептик и коагулянт
Во-первых, мы видим, что некоторые заветы называются заветами соли, например, завет Бога с потомками Левия и завет Бога с Давидом:
«Все возносимые святыни, которые возносят сыны Израилевы Господу, отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; это завет соли вечный пред Господом…» (Числа 18:19).
«Не знаете ли вы, что Господь, Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли?» (2 Паралипоменон 13:5).
А в Книге Ездры есть упоминание о соли, где люди говорят: «Мы едим соль от стола царя», что указывает на их заветные отношения с царём.
Мы также читаем в Торе повеление о том, что каждая жертва должна была быть приправлена солью:
«Всякое приношение твоё хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоём приноси соль» (Левит 2:13).
Что ещё мы узнаём о соли? В книге пророка Иезекииля мы находим кое-что интересное:
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! выскажи Иерусалиму мерзости его и скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка; при рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита» (Иезекииль 16:1-4).
Здесь мы видим описание обычая того времени, когда дитя сразу после родов, чтобы счистить с него всё, могли посыпать солью. То есть соль была своего рода антисептическим средством.
Вот, что мы понимаем из Писаний. Соль указывала на хранение завета. Соль — это могучий консервант, который удерживает разложение. И в древнем мире люди успешно пользовались солью для консервации многих продуктов. И соль — это антисептик, которым люди пользовались издревле. И это коагулянт, то есть вещество, которое, определённым образом вступая в реакцию с элементами нашей крови, может останавливать её. Мы знаем, что эта процедура болезненная, как пел известный певец: «Не сыпь мне соль на рану, не говори навзрыд». Соль на рану — это неприятно, это больно, но при этом это средство обеззараживания. Даже сегодня при нарывах на теле используются соляные компрессы. То есть соль — это элемент достаточно полезный, в древнем мире очень почитаемый.
Божественная истина, делающая нас пригодными для Божьих целей
Давайте теперь обратимся к Новому Завету. В Евангелии от Марка мы читаем такие слова Иешуа:
«Ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Марка 9:49-50).
А в Евангелии от Мафея Он говорит:
«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матфея 5:13).
Иешуа предупреждает, что это ужасное событие и ужасное состояние, если те, кто названы солью, потерял вот эту силу — потерял способность делать то, что ему поручено.
Какое же духовное значение нам с вами сообщает этот символ — соль? Что он означает? На мой взгляд, когда мы говорим о соли как об элементе характера человека, мы говорим не просто о функции, которую имеет соль, а о том, чем является соль. Я поделюсь своим пониманием. Я верю, что соль — это прообраз божественной истины, прообраз самого Слова Божьего, которое должно выполнять определённые функции в нашей жизни.
Много раз в моей жизни было так, что вещи, которые я знал в голове, они горели в моём сердце, но наступал момент, когда значимость того, что было важным откровением, немножко угасала. Но Дух Святой заботился о том, чтобы через кого-то снова во мне возбудить тот здравый смысл, снова ко мне проговорить то, значимость чего для меня угасла.
Итак, соль — это то, что делает нас пригодными к Божественным целям и задачам. И если она теряет свою силу, то она выбрасывается на попрание. А читая слова: «Всякий огнём осолится, всякая жертва солью осолится», мы понимаем, что огонь — это, с одной стороны, символ испытания, а с другой стороны, символ полного посвящения (как жертва всесожжения).
То есть эффект приобретения истинности в жизни человека происходит через несколько вещей. Во-первых, через принятие и послушание истине Божьего Слова. Во-вторых, через прохождение вместе с Богом определённых испытаний, которые абсолютно необходимы для нашего изменения.
Истина, которая должна исцелять
Иногда верующие люди страдают от того, что они не позволяют истине Божьей их преобразовать. Когда-то один автор точно подметил, что некоторые Божьи дети поднимают щит веры, чтобы защититься им от меча Слова. Иногда мы подозреваем, что если Слово Божье проникнет глубоко в наше сердце, это нас должно привести к внутренним изменениям. И понимая это, мы защищаемся своего рода верой: «Нет, Господь не хочет, чтобы мне было больно!»
Но я думаю, что Господь, прежде всего, хочет, чтобы мы были здравы, и иногда Он использует Свою истину для того, чтобы просыпать её на раны нашего сердца, нашей души, чтобы обеззаразить, чтобы эта истина убрала гнойники нашей души. Только истина обладает этим уникальным свойством.
Я помню, как в 90-е годы мы имели дело с неправильным пониманием использования Слова Божьего как истины, как меча, как хирургического инструмента. Мы старались засыпать человека цитатами из Писания, считая, что в этом есть именно та самая истина, которая должна что-то произвести. Был такой подход: «Я должен сказать человеку истину, а дальше он пусть что хочет, то и делает, грешник нечестивый. Моя задача ему только проповедовать». Мы забывали о том, что соль как истина должна была исцелять.
Истина Божья хранит нас в завете, как мы уже упоминали левитский завет или завет Давида. Также и в Новом Завете в отношениях с Иешуа нас хранит истина Божья. Но помимо всего прочего, помимо того, что соль консервирует, хранит, она должна работать на наше исцеление. Истина приносит исцеление. И если мы не мудро сыпем людям на рану истину, то вместо исцеления мы часто пожинаем раздражение и конфликты, и думаем: «Почему так происходит?»
Нам как Божьим детям нужно учиться правильно применять истину для исцеления. Если мы истиной раним людей, и не наступает перемен, не наступает исцеления, человек не утверждается в завете, значит что-то мы сделали не так. Мы в ответе за то, как реализуем эту функцию соли. Соль, божественная истина, должна нас прежде восстанавливать и исцелять. И когда мы сами проходим процесс восстановления, исцеления, преобразования в образ Иешуа, у нас появляется очень важное качество — милосердие. Помните: «Милость и истина встретятся»? Милость — это то, с помощью чего истина, которую мы несём, будет обладать силою к исцелению, к тому, чтобы останавливать кровоточащие раны сердца и души. Но прежде всего эта истина необходима нам с вами, друзья.
Пусть божественная истина, которая, я верю, в данном случае обозначается символом соли, будет нам в пользу, в исцеление, в утверждение в завете, в хранении нас в завете. И пусть наше хождение в этом завете будет благословением для мира вокруг, чтобы мы по праву были солью земли — тем, что не даёт распространяться греху. Но не путём каких-то фанатичных действий, которые закрывают людей для Бога, но мудрым принятием, применением истины к себе, с глубоким милосердием, служением людям с истиной, чтобы мы видели исцеление и восстановление. Пусть истина Божья, действуя в нас и через нас, продолжает являть силу и благость Бога к людям.