ВВетхом Завете есть удивительный рассказ о царе Асе. И конец его жизни был трагическим.
Нам сказано в 16-й главе Второй книги Паралипоменон, в 12-м стихе, что у Асы была серьёзная болезнь ног, но даже при таком недуге он обратился не к Господу, а к врачам, и он умер.
И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. (2 Пар. 16:12)
И на заре движения Божественного исцеления, и даже до сегодня, (я имею ввиду на протяжении последнего столетия), даже до сегодня есть люди, говорящие: “Это грех ходить к врачам, и это неверие. Вы возлагаете своё упование на человека, а не на Бога – это неверие”.
В Новом Завете мы читаем о женщине с кровотечением. Она потратила все свои деньги на врачей, и не вылечилась – ей не стало лучше, ей стало хуже.
Итак, разве это грех ходить к врачам? Нет.
Нет. Это не грех ходить к врачам.
На самом деле, в Ветхом Завете есть люди, которые на иврите называются рофим. Рофе – это был доктор. Мы знаем, например, что пастух делал переломы животным, ломал ногу овце или что-то подобное, ногу ягнёнку – они делали так, это была распространённая практика. Были также такие вещи, как смазывание ран маслом и вином, или же мы видим в книге Исход, как после битвы за человеком ухаживали и он был исцелен.
Идея о том, что врачи должны быть полностью под запретом, что это грех ходить к врачам, является неправильной.
Послушайте, если болезнь – это плохо, а исцеление – хорошо, то врачи на стороне добра. Врачи – это те, кто помогают бороться против болезней и немощей, и таким образом действуют вместе с Богом, главным Исцелителем.
А как же тот стих о царе Асе? Это удивительно.
Если мы вернёмся к 14-й главе 2-й книги Паралипоменон, мы увидим, что во время большого кризиса, когда было массовое вторжение большой армии, он взыскал Господа. Он обратился к Господу, и Бог избавил. И теперь он издаёт указ (и это можно увидеть в 15-й главе 2-й книги Паралипоменон) о том, что весь народ Иудеи должен был взыскать Господа – то есть, что они должны были обратиться от поклонения идолам, и поклоняться Яхвэ – поклоняться одному Господу. И Бог сильно благословил его. И он благочестивый царь. И народ процветает, потому что они взыскали Господа, взыскали Господа, взыскали Господа…
А в 16-й главе 2-й книги Паралипоменон практически повторение 14-й главы: снова большая армия выступает против него. И что он делает?! Он не ищет Господа, он не взирает на Господа. Вместо этого он нанимает языческого царя, он берёт деньги из Храма, из сокровищницы Господа – берёт оттуда деньги и платит царю-идолопоклоннику, чтобы тот избавил его. И приходит пророк, чтобы обличить его, в 16-й главе, потому что, сказал он, “если бы ты взыскал Господа, если бы ты почтил Господа, если бы ты обратился к Господу, Он благословил бы тебя.”
Вместо того, чтобы прислушаться к этому пророческому слову, Аса заключил этого пророка в темницу и жестоко притеснял народ. И затем, поскольку он уже был пожилым человеком, у него появилась серьезная болезнь ног, и даже в своих страданиях он всё равно не взыскал Господа. Вот в чём всё дело!
Он всё равно не смирился и не взыскал Господа, а вместо этого… И здесь есть один нюанс в иврите. Поскольку я изучал это, работая над своей докторской диссертацией многие годы назад, я наткнулся на это. Есть один нюанс на иврите. Сказано, что он не взыскал Господа, но спросил совета у врачей-идолопоклонников.
Вот что показывает нам текст: это обращение к оракулу, это поиск предсказания. Именно в таком значении в иврите обычно используется идиома “дараш бэ-“. То есть, в древнем мире врачи были преимущественно священниками, и они занимались идолопоклонством, языческими практиками, которые были связаны с их медицинскими практиками, и по всей видимости, вот кого взыскал Аса.
И ирония в том, что его имя – это арамейское имя, которое, вероятно, является краткой формой от Асайа или Асаэль, что значит “Бог – Целитель”, “Яхвэ – Целитель” или же “Бог (или Яхвэ) исцеляет”. Его имя по сути значит “исцеление”, оно означает “врач”. Какая ирония!
Потому нет, это не грех обращаться к врачам. Бог благословляет врачей знанием и пониманием, чтобы помогать бороться против общего врага, болезни и немощи. Грех – это когда вместо того, чтобы обращаться к Господу во время кризиса, мы отвергаем Господа и следуем пути плоти. Вот это грех.