Суть вопроса
Согласно новому исследованию, более половины опрошенных христиан в Америке считают, что Святой Дух не является реальным, живым существом.
История вопроса
Последний отчет Центра культурных исследований Аризонского христианского университета показывает, что идентифицирующие себя христианами американцы склонны придерживаться небиблейских убеждений — даже по основным вопросам богословия.
Определение количества христиан в Америке зависит от того, как мы трактуем этот термин. Например, подавляющее большинство взрослых американцев (69 процентов) по-прежнему считают себя «христианами». Если учитывать только тех, кто считает себя возрожденными христианами, то это число снижается примерно до 35 процентов населения. Среди назвавших себя евангеликами — 28 процентов.
Исследование подразделяет их еще больше, классифицируя «теологически возрожденных христиан» как тех, кто говорит, что «после смерти они попадут на небеса, но только потому, что исповедали свои грехи и приняли Иисуса Христа как своего Спасителя». Самая маленькая группа в исследовании обозначена как «Интегрированные ученики», поскольку они придерживаются убеждений, что Библия — это точное и достоверное Слово Божье, что Бог — Всезнающий, Всемогущий и Справедливый Творец вселенной, который управляет ею и сегодня, и что каждый моральный выбор либо воздает должное Богу, либо бесчестит Его. Эта группа составляет всего 6 процентов населения.
58% идентифицирующих себя как христиане, утверждают, что Святой Дух не является реальным, живым существом, а всего лишь символ Божьей силы, присутствия или чистоты. Удивительно, но те, кто считает себя возрожденными христианами, придерживаются такого мнения еще чаще (62 процента), а половина «теологически возрожденных христиан» также отрицают, что Дух — это существо. Даже среди людей с наиболее библейским мировоззрением – «интегрированных учеников» — 40 процентов придерживаются небиблейского взгляда на Святого Духа.
Что это значит
Услышав такую статистику, ортодоксальные верующие могут захотеть разорвать свои одежды от горя. Но, возможно, нас не должно удивлять такое непонимание Святого Духа, потому что Он гораздо более загадочен, чем мы часто признаем.
Рассмотрим, например, имя, которое мы используем для этого существа – Святой Дух. Мы можем понять по аналогии, как Бог Отец и Бог Сын могут быть личностями, поскольку у нас есть опыт общения с отцами и сыновьями, которые также являются личностями. Однако, когда речь идет о том, что бесплотные духи являются личностями, у нас меньше прямого аналогичного опыта, который может помочь нашему пониманию.
Даже библейское доказательство того, что Святой Дух является Богом, менее очевидно, чем нам хотелось бы, и менее очевидно, чем доказательство того, что Иисус является Богом. Доказательства в Писании, конечно, есть, но они требуют от нас применения логических умозаключений, а не поиска прямых утверждений.
Например, в Библии есть места, где говорится о Святом Духе так, что этот термин взаимозаменяем с «Богом». Если термины являются эквивалентными (Святой Дух = Бог), то и понятия должны быть эквивалентными (Святой Дух – это существо, которое является Богом).
Яркий пример можно найти в Деяниях 5, когда Петр использует термины «Бог» и «Святой Дух» как синонимы. В стихе 3 Петр говорит, что Анания «солгал Святому Духу», а в стихе 5 он говорит ему: «Ты солгал не только людям, но и Богу». Павел делает подобный обмен терминами в 1-м послании к Коринфянам 3. В стихе 16 он говорит, что «Дух Божий» обитает в «храме Божьем», подразумевая, что Дух — это Бог.
Святой Дух также обладает свойствами, присущими только Богу. Примером может служить 1-е Коринфянам 2:11, где Павел говорит, что «Дух Божий» знает «мысли Божии». Любое существо, знающее мысли Бога, должно быть Богом.
Наконец, Святой Дух упоминается в терминах равенства с Богом Отцом и Богом Сыном. Иисус говорит в Матфея 28:19, что его последователи должны крестить и делать учеников во имя (единственное число) «Отца и Сына и Святого Духа». Апостолы также используют фразы, подразумевающие равенство, например, когда Петр говорит: «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1:2).
Но это лишь доказывает, что Дух — Бог. Откуда мы знаем, что Дух — это иная личность, чем Бог Отец? Чтобы доказать, что Дух является личностью, отличной от Отца, мы должны сделать два разных шага: (1) показать, что Дух отличен от Отца, и (2) показать, что Дух – это личность.
Для первого шага мы опираемся на слова Иисуса в Иоанна 15:26: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Мы должны заметить, что Иисус не сказал, что Он посылает Отца или даже Духа от Отца. Вместо этого он говорит, что посылаемый «исходит от Отца». Чтобы исходить от Отца, существо должно отличаться от Отца каким-то образом.
Второй шаг – показать, что Дух – это личность. Чтобы быть личностью в библейском смысле, существо должно быть способно делать вещи, которые считаются личными и родственными. Библия говорит о множестве способов, которыми Дух проявляет такие личные и родственные качества, но достаточно привести три примера:
Дух может быть огорчен: «И не огорчайте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).
Дух может быть оскорблен: «…кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:29).
Дух может помогать и ходатайствовать за нас: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших… Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27).
Мы должны сделать вывод, что Дух — это личность, отличная от Отца. А если Дух — личность, то Он должен быть существом, а не «силой, присутствием или чистотой».
Хотя полное постижение тайн Духа остается за пределами наших человеческих возможностей, мы можем, по крайней мере, знать, что Дух, как и мы, является существом и личностью.