Это, возможно, одна из самых важных статей, которые я когда-либо писал. Когда дело доходит до вопроса евреев и язычников, возникает такая путаница. Кого Бог любит больше? Мы все знаем ответ: Бог любит всех Своих детей одинаково. Однако, мы не всегда ведём себя в соответствии с этой истиной.
- Некоторые верующие евреи превозносятся над верующими неевреями.
- Некоторые верующие неевреи чувствуют себя неполноценными, потому что они не евреи, и они хотели бы иметь еврейские корни.
- Некоторые верующие неевреи верят, что Бог отверг Израиль и выбрал Церковь, это называется теологией замещения или суперсессионизмом.
Все перечисленные выше утверждения неверны! Истина в том, что «Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34). Он не любит кого-то больше из-за того, что тот мужчина, женщина, еврей, священник, левит и т.д. Стих, который доказывает это, часто неправильно понимают и неправильно используют для разрушения идеи различных ролей и призваний после прихода к вере:
«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.» (Гал. 3:28)
Новые творения?
Ложное толкование, которое было принято в теологии замещения, состоит в том, что нет абсолютно никакой разницы между еврейскими и нееврейскими верующими. Лично я предпочитаю называть верующих из язычников “верующими из народов”. Смысл тот же, но большинство людей, когда звучит слово “язычник”, слышат не “народы”, а “неевреи”. Эти ребята учат, что когда вы приходите к вере, вы становитесь новым творением. На самом деле, некоторые говорят, что как только еврей принимает Иешуа, он перестает быть евреем, а становится просто частью тела Мессии.
Корректное толкование Павла здесь состоит в том, что несмотря на различные роли или призвания, когда речь заходит о близости с Иешуа или о получении спасения, нет любимчиков или кумовства. Евреям не легче и проще прийти к Иешуа. Бог не даёт еврейским верующим особый доступ в Его присутствие.
Очевидно, Павел не говорит о том, что больше нет никаких разделений, потому что мужчины всё так же не могут рожать детей или кормить их грудью. В какой-то мере получается, что пропагандируется некоторый духовный трансгендеризм или нон-гендеризм. И уже через минуту я докажу вам, что после спасения наши различия не исчезают. Но сперва…
Равенство важнее различий
Вот где начинается преступление. Мы фокусируемся на различиях прежде, чем осознаём тот факт, что мы равны. Недавно я слышал, как пастор Стовалл Уимс сказал примерно следующее: «Только после того, как мы примем тот факт, что мы равны, мы сможем оценить наши различия.» Во мне что-то щёлкнуло, когда он сказал это! Суть Гал. 3:28 заключается в том, что мы все равны перед Богом. Вы не можете оценить различия, пока не поймёте равенство. Различия без равенства приводят к расизму, контролю, манипуляциям и злоупотреблениям. Рабство, навязанное африканцам европейцами подчёркивало различия (которые привели к клеветническим мифам про африканцев среди белых европейцев) без какой-либо мысли о равенстве.
Что значит «всякая плоть»?
Весь смысл Нового Завета заключается в том, что любой человек, независимо от расы, пола, национальности или социального класса, может обрести спасение в Иешуа. На кого Бог собирается излить Свой Дух? «На всякую плоть». Пророчество Иоиля, позже повторенное Петром во 2-й главе книги Деяний, часто неправильно истолковывается как утверждение о том, что Дух Божий изольётся на каждое живое существо. Нет. Это значит, что любой человек, вне зависимости от своего прошлого, может быть использован Богом. Посмотрите на контекст, обращая внимание на выделенные мною слова.
«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего… И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь». (Иоиль 2:28-29, 32)
Он ясно говорит о том, что, когда Дух изольётся в последние дни, все ограничения на то, кого Бог может использовать согласно старым правилам, будут сняты. Теперь женщины смогут пророчествовать, юноши смогут видеть видения, и даже рабы будут наслаждаться Божьим Духом. Различие между мужчинами и женщинами и упоминание рабов вынуждает меня поверить, что Павел имел ввиду именно это пророчество, когда писал Гал. 3:28 (см. выше).
Исходя из этого…
Как только у нас есть откровение о равенстве в Мессии, мы можем говорить о различиях, без того, чтобы они вели нас к гордости или элитарности. Сам Павел говорит о мужском лидерстве в доме. Если убрать равенство, то мы можем увидеть, на примере мусульманского мира (и других культур), как это приводит к злоупотреблениям. Но при равенстве муж руководит своим домом как слуга, а не как тиран.
Когда дело доходит до Израиля и еврейских верующих, то существует уникальное призвание для тех, кого Ден Джастер назвал «спасённым остатком Израиля». Еврейский народ отделён для определённой роли:
- Быть народом священников для остальной части мира (Исх. 19:6).
- Нести откровение о едином истинном Боге через Писание.
- Показать миру, что есть только один Бог (Втор. 6:4).
- Быть светом для народов (Ис. 42:6; 49:6).
Недавно один профессор из Библейской школы сказал мне, что уникальное призвание Израиля касается только неверующего Израиля. Как только еврей приходит к вере, у него больше нет этого призвания, потому что он теперь становится частью тела Мессии. То есть, когда Павел говорит римлянам, что призвание Бога для Израиля непреложно (Рим. 11:29), он имеет ввиду только неверующий Израиль. Согласно его взгляду, когда вы приходите к Иешуа, вы теряете это призвание.
Первый христианский антисемитизм
Однако, Послание к Римлянам было написано для язычников об их плохом отношении к верующим евреям. Я писал об этом в своей статье «Что Павел имел в виду? “Если пребудешь в благости Божьей” Рим. 11:22». Когда еврейские верующие, подобные Прискилле и Акиле вернулись из изгнания (подробнее об этом в статье по ссылке выше), оказалось, что язычники их не приняли. Вот почему Павел пишет в Послании к Римлянам о важности Израиля. Во-первых, он не просто говорит о неверующих евреях, как я уже говорил, но он пишет римлянам, упрекая их за то, что они отвергают еврейских верующих.
Как мессианский еврей я основываю своё право на гражданство в земле Израиля на том факте, что я еврей. Если мы теряем это при спасении, то у верующих евреев нет права жить в земле Израиля. Конечно же, это абсурд.
Именно у еврейских апостолов было призвание (Деян. 1:8) исполниться силой Святого Духа и донести Евангелие до краёв земли. Это ясное продолжение идеи 66-го Псалма:
«Боже! будь милостив к нам (Израилю) и благослови нас (Израиль), освети нас (Израиль) лицем Твоим, (Зачем?) дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё». (Пс. 66:1-2)
Конечно же, это призвание не только для Израиля, потому что мы все призваны быть светом и солью. Тем не менее, у еврейских верующих есть уникальное помазание для этого. Павел цитирует 42 и 49 главы Исаии о том, чтобы быть светом для народов, в Деян. 13:47:
«Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». (Деян. 13:46-47)
Павел ясно видит, что в Новом Завете уникальное призвание для Израиля продолжается, если не усиливается.
К тому же, Павел явно рассматривает себя как мессианского еврея – как члена “Одного Нового Человека” и также как того, кто соединен с Израилем и непреложным призванием Израиля (Рим. 11:29). Откуда мы это знаем? Защищая Израиль, который он всё так же любит, он спрашивает:
Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой (Израиль)? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. (Рим.11:1)
Говоря “и я”, он тем самым утверждает, что все так же связан с непреложным призванием еврейского народа.
Кто те призванные донести евангельскую весть до всей земли перед судом? 144 тысячи евреев из каждого колена. Здесь диспенсационалист сказал бы, что все верующие исчезли во время Восхищения. Однако, я встречал только одного человека, который утверждал, что сам пришёл к идее претрибуляционизма (о Восхищении до Скорби), не будучи научен этому, и я скептически отношусь к нему. Никто, читая Библию самостоятельно, не придет к выводу, что Церковь исчезнет за семь лет до Второго Пришествия. Я не собираюсь спорить на тему Восхищения, я просто хочу убедиться, что верующие, надеющиеся избежать Великого Суда, не окажутся неподготовленными. Может ли быть так, что великое отступление запутает верующих, ожидающих восхищения до накала мировых событий? Свой взгляд на Восхищение я изложил в книге «The Timing of the Rapture» (на англ.). Есть только одно второе пришествие, и мы будем восхищены и встретимся с Ним в воздухе, когда Он придёт. Мы изменимся во мгновение ока и вернёмся с Ним на землю.
И в 15-й главе Деяний, когда еврейские апостолы услышали от Духа Святого, что они не должны заповедывать язычникам поклоняться как евреи, не идет речь о том, что они более не призваны поклоняться согласно Торе. Мы не видим, чтобы апостолы ели некошерную пищу или поощряли еврейских верующих жить как неевреи. На самом деле, когда Павла обвинили в подобном, апостолы в Иерусалиме объявили, что нет никаких подтверждений этому слуху.
[Апостолы] сказали Павлу: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. (Деян.21:20-25)
Если верующие евреи больше не являются частью непреложного призвания из Рим. 11:29, тогда почему Павел соблюдает закон? Зачем ему идти и приносить жертву, если не ради доказательства того, что неверен слух о нем, будто он учит всех евреев, живущих среди язычников, отступать от Моисея, говоря им не обрезывать своих детей и не поступать по обычаям? Разве он не должен был бы сказать: “Нет, друзья, я больше не являюсь частью Израиля, я просто верующий. Мы – одно в Мессии. А это значит, что нет уже ни Иудея, ни Еллина.” Но он такого не сказал.
И еще кое-что на эту тему. Те же Писания, что пророчествуют о собирании еврейского народа со всего мира, предвещают и, что, когда они вернутся в Эрец Исраэль – Землю Израиля – многие из них также переживут новозаветнее спасение. Явное пророчество об этом содержится в Иезекииля 36:24. Он сначала говорит о возвращении еврейского народа на их землю, но вскоре переключается на духовное пробуждение, которое будет происходить в то же самое время!
И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. (Иез.36:24-28)
Разве те из нынешнего остатка Израиля, кто возвратился в Израиль и обрел своего Мессию, более не являются частью Израиля? Это бессмыслица. (См. другие отрывки об этом пробуждении последнего времени в Израиле: Иеремия 31:31-33; Иосия 3:4-5)
Послушайте, корень теологии замещения – это не антисемитизм, но ревность. Да, я знаю, я использовал это слово в отношении Римлян, но по мере развития теологии замещения это стало ревностной реакцией на их непонимание Писания. Это была неспособность понять, что у Бога может быть одновременно и особое призвание Израиля и любовь к народам мира. Некоторые верующие из язычников читают Ветхий Завет и начинают завидовать Израилю (Не знаю почему – взгляните только, сколько евреи настрадались!). Они говорят на это: “Церковь заменила Израиль. Мы получили их обетования.” Но сегодня мы видим все больше и больше зрелых верующих из народов, которые не чувствуют себя менее значимыми, нежели верующие евреи – и не должны так себя чувствовать! – и, одновременно с этим, они ценят уникальное призвание Израиля.
Как насчёт язычников?
Когда мы подчёркиваем особое призвание Израиля, неевреям очень легко почувствовать себя обделёнными. Но если мы правильно читаем Писание, мы видим Бога, который очень сильно желает, чтобы народы познали Его.
- Призвание Авраама — благословить весь мир через его семя.
- Призвание Израиля — принести спасение «до концов земли».
- Язычники призваны возбудить ревность в Израиле (Рим. 11:11).
- Псалом 66 говорит о желании Божьего сердца, чтобы весь мир, а не только к Израиль, знал Его.
- В Ис. 49 говорится, что для Бога слишком мало просто принести спасение еврейскому народу, но Он желает, «чтобы спасение [Его] простёрлось до концов земли».
Вы должны понять, что Бог призвал Израиль из-за Своей любви к целому миру. Точно так же, как Бог устанавливает апостольское лидерство в общине для блага общины, «к совершению святых, на дело служения», а не для самих лидеров, Он не призвал Израиль ради него самого, но ради того, чтобы привести народы, которые Бог любит, ко спасению.
Национальности на небесах?
Ваша этническая принадлежность, будь вы евреем или ирландцем, важна для Бога. Верите вы в это или нет, но вы застряли в ней на какое-то время. И это хорошо. Каждый народ, как и каждый человек, имеет уникальное призвание от Бога. Когда Исаия пророчествовал, он часто говорил о народах, таких как Содом, Гомора, Ассирия, Едом, Моав и аммонитяне, равно как и об Израиле и Иуде. Наша задача — найти то пророческое предназначение и, по милости Божьей, исполнить его.
Мы видим Божью любовь к неевреям в разноцветном одеянии Иосифа. Эти цвета представляют собой народы, а само одеяние пророчески указывало на мантию Иосифа как правителя народов. Он был прообразом Мессии.
И, – это может удивить вас, – когда Иоанн попал на небеса и увидел души умерших, он увидел не просто группу белокожих людей. Он увидел «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков, [стоящих] пред престолом и пред Агнцем» (Откр. 7:9). Он видел их национальность после смерти!
Это побуждает меня верить в то, что 1) наша национальность действительно важна для нашей индивидуальности и призвания, и 2) что она останется с нами в веке грядущем. Действительно, нам известно, что народы будут существовать в Тысячелетнем Царстве, на основании Ис. 2:2 и Зах. 14:16, равно как и многих других стихов.
Имеют ли евреи власть над язычниками?
Недавно один лидер, пытаясь дискредитировать некоторых моих братьев, сказал, что мы в нашем служении Tikkun Global верим в то, что отношения между евреями и язычниками подобны отношениям мужа и жены, и что мы считаем, что у еврейских верующих есть власть над неевреями. Для ясности: это глупость и полная чушь!
В отношении Екклесии есть тайна, как неоднократно утверждает Павел в 3-й главе Послания к Ефесянам. Один новый человек составлен из верующих еврейского происхождения и из других народов. Мы подходим друг другу как две части пазла. Но утверждение о том, что одни имеют власть над другими, попросту не библейское. Больше нет централизованного управления над всей Церковью. Католицизм учит этому, но мы точно так не учим.
Отношения Руфи и Вооза – это прекрасный образ того, как евреи и язычники соединяются вместе в Одном Новом Человеке, но у всех аналогий есть границы. Это не значит, что верующие евреи играют роль мужа, что верующие из язычников должны нам подчиняться, как жена подчиняется мужу. Это глупости! Да, народы являют особую любовь и, даже, почтение старшему брату (Для ясности, это скорее почтение Бога, восстановившего спасенный остаток Израиля, нежели почтение людей, что бы они не делали). Но это почтение не по заслугам, а лишь согласно Божьему порядку. Помните, что не только Евангелие во-первых Иудею (Рим. 1:16), но и суд.
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. (Рим.2:9-11)
И я что-то не припомню множества язычников, которых бы не звали Каспер Тен Бом (отец Корри Тен Бом), и которые требовали, чтобы их считали евреями в годы нацизма в Европе. Как сказал реб Тувье в “Скрипаче на крыше”: “Я знаю, знаю, мы – Твой избранный народ. Но может хотя бы разок Ты мог бы избрать кого-нибудь другого?” Это не всегда так уж прекрасно – быть евреем.
Хотя национальность и важна для Бога (Он создал нас с определенной национальностью – как это может быть неважно?), и продолжающееся призвание Израиля «непреложно», нигде в Новом Завете мы не видим никакого мандата для еврейских верующих на власть над неевреями – за исключением, разве что, первых лет обращения язычников к вере. И то потому лишь, что они были лидерами, достигающими их благовестием и наставляющими их – а не потому, что они были евреями. Причина, по которой у Иерусалима была власть в книге Деяний, заключается в том, что там зародилось Евангелие. Восстановление Екклесии в Иерусалиме является абсолютно пророческим и должно внушать трепет верующим язычникам, – но не до такой степени, чтобы восстанавливать апостольскую власть из Иерусалима над деноминациями и сетями церквей других народов. Это восстановление произойдёт ТОЛЬКО с возвращением Иешуа (Зах. 14:3-4,9).
Да, часть того, что Ашер Интрейтер называет согласованием, заключается в том, что всемирная Церковь приходит к почитанию Израиля как старшего брата в Божьем доме, каясь за 2000 лет преследований и стремясь возбудить в Израиле ревность. Но это не значит, что всемирная Церковь подчиняется мессианским евреям. Совершенно нет!
И если у вас трудности с пониманием этого, то знайте – у меня тоже. Как еврейский верующий, я нисколько не желаю принуждать верующих из язычников “почитать” меня. Подобные слова вообще доставляют мне массу дискомфорта. Но потом я читаю слова Павла в Послании Римлянам, где он же жетско обличает верующих из язычников в Риме за то, что они начали превозноситься над верующими евреями:
Не превозносись перед (еврейскими) ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя… [еврейские ветви] отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. (Рим.11:18, 20-21)
Павел видит, что это превозносящееся отношение к тем, кто рассказал им об Иешуа, может закончиться их полным отсечением (стих 22) от маслины. А что является противоположностью превозношению? Почтение. За что? За то, что они являются народом, давшим другим народам Иешуа, Библию, идею об одном Боге – и давайте не будем преуменьшать цену, которую заплатили евреи за то, чтобы быть этим народом, пострадав в 52 геноцидах, включая Холокост, и это еще не конец истории! Антихрист будет целиться в Израиль (Рим. 16:16; Зах. 14:1-2). Так что да, похоже, Бог ожидает некоторого почтения по отношению к Израилю, однако не идолизации Израиля или еврейских верующих, как мы порой являемся тому свидетелями.
И где бы по миру я ни проповедовал, люди всюду полагают, что восстановление Тела Мессии в Израиле не является случайностью, но исполнением пророчества. Они хотят сделать что-то в дань уважения Израилю. Я прямо сейчас пишу эти строки на конференции верующих на Тихоокеанских островах, которые собрались, чтобы почтить “старшего брата.” Они чувствуют, что им нужно это сделать. И Бог наделил язычников способностью приводить евреев к Иешуа, “возбуждая в них ревность.” Эти почитающие Израиль язычники уже привели многих евреев к Иешуа. В итоге, в Одном Новом Человеке будут процветать любовь, уважение и почтение между Израилем и народами.
Заключение
Целью этой статьи было подчеркнуть то, что различиям должно предшествовать равенство. Мы можем радоваться различиям друг друга, будь то евреи, язычники, мужчины или женщины, только когда мы видим друг друга равными перед Богом.
Источник: https://ieshua.org/otnosheniya-mezhdu-evreyami-i-yazychnikami-v-novom-zavete.htm