16 июля в центре Russia Ecumenica в Риме состоялась экспертная дискуссия в формате круглого стола «Религиозная народная дипломатия и ее роль в диалоге востока и запада». В ней приняли участие журналисты, эксперты, представители итальянской интеллигенции, политики и священнослужители из России, Италии, Германии, Швеции, Украины, США и Латвии. Встреча прошла при поддержке Латвийского Института межкультурных коммуникаций, соорганизатором с итальянской стороны выступил эксперт в области коммуникаций и журналист канала EWTN Алексей Готовский. Также в мероприятии приняли участие представители Евразийского центра (Москва).
Перед началом работы, организаторы и участники выслушали добрые слова приветствия и благословения от итало-албанского католического епископа Пианы (Сицилия), его преосвященства Джорджио Деметрио Галларо. По его словам, тема единства в разнообразии — ключевая для развития церкви в современном мире. Итало-албанская католическая церковь существует на территории Италии с VI века и является одной из древнейших христианских общин в регионе.
Темой для обсуждения стала встреча папы Франциска и президента России Владимира Путина. Как это может повлиять на развитие диалога запада и востока, может ли народная дипломатия снизить напряжение между Россией и странами НАТО, как этот диалог поможет в урегулировании конфликта в Украине? Украинская тема постоянно возникала в процессе обсуждения, так как конфликт в одном из крупнейших государств европейского континента неизбежно отражается и на политических и на общественных взаимоотношениях соседних стран.
Депутат Бундестага Вальдемар Гердт, баллотировавшийся от Латвии в Европарламент, в своем выступлении коснулся темы появления новой консервативной силы, которая поможет реформировать ЕС, и сформировать новую европейскую площадку в Брюсселе, которая будет вести диалог со странами востока, включая и Украину. Вальдемар был лично инициатором встречи, в рамках комиссии по правам человека, в Бундестаге немецких депутатов с экспертами из Киева, Донецка и Крыма. Главной задачей был поиск конструктивных решений. К сожалению, эта встреча столкнулась с противодействием правящих партий. «Разговор о механическом возвращении Крыма Украине создаст новый очаг конфликта. Это подход старых либеральных структур с позиции власти и превосходства. Наша дискуссия показала, как можно преодолеть противостояние при помощи взаимных компромиссов. Один из кандидатов в президенты Украины на встрече предложил оставить эти регионы в покое, начать договариваться с ними и развивать страну».
Пресс-секретарь Украинской Православной Церкви о.Миколай Данилевич рассказал, что Украина разделена идеологически, национально и религиозно. «Объединить страну может только сила, которая имеет авторитет в обществе. Церковные структуры в Украине пользуются доверием 76% населения страны. По нашим подсчетам Украинская православная церковь насчитывает более 10 млн прихожан, из которых порядка 2,5 миллионов регулярно посещают церковные службы. Кроме того, мы — церковь присутствующая на всей территории страны и объединяющая людей разных национальностей, политических взглядов и языка общения. Таким образом УПЦ может стать образцом, как при всех различиях, находиться в одной семье. Что мы делаем для этого? Во-первых мы стараемся не углублять разделение. Во-вторых мы принципиально не говорим о политических вопросах, но проповедуем Евангелие. Мы помогаем беженцам, возим помощь на восток страны, плачем с плачущими и радуемся с радующимися. Сейчас меняется политический цикл и представители различных партий более смело говорят о необходимости «сшивать по-новому» страну. Другой вопрос в том, что общество не готово к тому, чтобы та или иная церковь стала посредником. Нашу церковь очень сильно демонизировали в общественном мнении, пытались представить врагом общества. На это мы отвечаем делами милосердия. Украинское общество ждет от президента Зеленского конкретных шагов по налаживанию мира на Донбассе, новой инклюзивной идеологии развития страны».
Руководитель Евразийского центра Павел Зарифуллин рассказал о деятельности центра по межэтническому и межконфессиональному диалогу. «Долгое время мы занимались диалогом православия и ислама, православия и буддизма — основных религий на постсоветском пространстве. Мы досконально знакомы с настроениями среди азиатских народов бывшего советского пространства. В Элисте в крупнейшем буддистском храме мы провели гигантскую конференцию «Сакральная география Евразии», множество конференций провели с нашими исламскими братьями в средней Азии и Афганистане. Но тема отношений России с западным миром сегодня возможно более актуальна, чем контакты со странами востока. То, что происходит — рациональным образом не решается. Здесь нужны новые методы, в том числе при помощи народной дипломатии, которые мы представляем силами наших центров. Встреча В.Путина, как политического «лидера Востока» с духовным лидером Запада, которым является римский папа — ключевая. В общении с епископами протестантских церквей мне прямо говорят, что по своему авторитету папа римский является первым человеком в духовной иерархии запада. Когда политики не могут договориться, на первый план выходит духовная дипломатия. Папа Франциск говорит о трех главных проблемах, которые могут помешать церкви выполнять ее миссию: клерикализм, национализм и политиканство. Это на мой взгляд дорожная карта, помочь выполнить которую могут и должны также и низовые религиозные структуры, общественные движения и отдельные духовные лидеры не только католической, но любой христианской церкви».
Журналист Исраэль Шамир (Швеция) выразил озабоченность разделением православия в Украине. По его мнению, разделение между УПЦ и ПЦУ, а также внутренний раскол в ПЦУ могут стать источником нестроений, которые отсрочат на неопределенный срок урегулирование противостояния в этом непростом регионе.
Католический журналист Алексей Готовский (канал EWTN) подчеркнул, что все хотят диалога, но мало кто готов взять ответственность за его проведение. «Я, как русский католик, могу сказать, что внутри меня постоянно происходит такой диалог культур. Кроме лидеров востока или духовного запада, есть еще такая реальность, как Евросоюз, который также предлагает свой проект для стран бывшего советского пространства. И это становится отдельным существенным фактором в формировании сложной структуры диалога. Какую перспективу может предложить запад в свете того, что эмиграционные потоки в странах Балтии и Украине уже угрожают самому существованию государств? Каждый хочет диалога, мы слышали это и от митрополита УГКЦ Святослава Шевчука и пресс-секретаря УПЦ Николая Данилевича. Но одним из препятствий для его развития становится кризис лидерства. Мы видим, что в православном мире лидерство Константинополя не состоялось».
Отец Павел Левушкан (Латвия), священник и экуменист, поделился оптимизмом относительно перспективы диалога ради снижения напряженности в мире и Европе. «Что может объединить запад и восток? Тот самый диалог. Пока существует противостояние двух геополитических проектов, условного «Русского мира» и условного «Европейского проекта» — до тех пор у человека сохраняется необходимость выбора внутренней идентичности. «Я русский или европеец?». Результатом глубокого диалога, к необходимости которого приходят все, должно стать примирение. Политические лидеры и режимы меняются, но духовное единство в своей глубине остается. Взаимоотношения России и Европы не всегда были радужными и часто сопровождались разрушительными войнами. Но и сама Россия, какой мы ее знаем, сформирована при участии европейцев и в рамках европейской культурной парадигмы. Вся европейская цивилизация строится на такой дискуссии. Мы помним история Реформации, в рамках которой общение протестантов и католиков строилось сначала на языке ультиматумов и анафем, и только в 20 веке мы пришли к необходимости слушать друг друга и начать разговаривать. Кульминацией этого стала встреча папы Франциска и лидеров Всемирной лютеранской федерации в Уппсале. Ради мира и предотвращения третьей мировой войны сегодня России и Евросоюзу категорически необходимо научиться слушать и слышать друг друга, найти язык, которым можно описать общую карту мира и найти путь, итогом которого должна стать синергия в рамках демократического пути на основе общечеловеческих ценностей».
Основатель и руководитель центра Russia Ecumenica отец Сержио Мерканцин, который был пионером экуменического диалога с церквями в СССР, рассказал о трудностях, с которыми неизбежно сталкиваются любые инициативы такого рода. «Гостями нашего центра были выдающиеся советские интеллектуалы, такие как А.Сахаров, А.Тарковский, латвийский диссидент и основатель экуменического движения Сандр Рига. Мы рады принимать участников круглого стола, тем более, что рассматриваемая тема является ключевой для будущего Европы. Сейчас ситуация усложняется отношением Константинополя и Москвы. Православные церкви очень разделены между собой, некоторые православные церкви хотят даже выйти из общения с Варфоломеем. Ситуация, по моему мнению, тяжелая, но важно сохранять оптимизм и делать то, что от нас зависит».
Итогом работы круглого стола стало общее понимание того факта, что вопросы межгосударственных и внутригосударственных конфликтов следует решать путем диалога и духовной дипломатии. Политическая дипломатия перестала приносить свои плоды. Римский папа в обращении к епископам Греко-католической церкви подчеркнул, что христиане должны нести примирение и надежду, вместо того, чтобы замыкаться в бесплодном политиканстве и национализме.
Все участники признали, что традиционные и канонические конфессии могут стать активными носителями такого послания надежды. Для Европы это римско-католическая церковь и традиционные протестанты, а для Украины греко-католики и Украинская Православная Церковь, признанные во всем мире и ведущие свою деятельность на всей территории страны.
Было принято решение о важности подобных встреч и создан оргкомитет саммита «Дипломатия Духа», который предлагается провести в Риме до конца 2019 года.
Материал и фото Павла Левушкана
Источник : Бог Ньюз