Иерусалим уникален среди других городов в Библии, где он упоминается более 800 раз. Человек, впервые открывающий для себя Библию, наверняка придёт к выводу о том, что Иерусалим очень важен для Бога, и не случайно.
Он описан как «святое жилище Всевышнего» (Пс. 45:5), и верующим сказано, что сам Бог на его стенах «поставил сторожей» (Ис. 62:6) и повелел молиться за его мир и не умолкать «пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле» (Ис. 62:7).
Давайте совершим экскурсию вокруг стен Старого Города Иерусалима, чтобы лучше понять его библейское очарование.
Мы узнаем о некоторых из самых важных событий в истории Иерусалима, как в отдалённом, так и в недавнем прошлом. Мы узнаем, как история Иерусалима отражает нашу историю как верующих. Давайте взглянем на то, что Библия говорит о его будущем.
Ниже приведены лишь несколько мест вдоль стен Иерусалима, которые стоит отметить:
Яффские ворота
Как и большинство туристических групп, давайте начнём с известных Яффских ворот. Они были построены османами в 1538 году. Как известно, генерал Алленби вошёл в город через эти ворота, когда британцы захватили Иерусалим во время Первой мировой войны в 1917 году. Генерал слез с лошади и вошёл в город через ворота пешком, чтобы показать уважение к Иерусалиму.
Эти «ворота» — это большое открытое пространство в форме буквы L, вымощенное камнем песочного цвета, характерным для улиц и архитектурного стиля Старого Города. Громкие лавочники кричат и предлагают уличную еду, а рыночные торговцы завлекают вас купить коврики и религиозную утварь.
Яффские ворота наглядно демонстрируют нам, что ворота древнего города были не просто входами, но и естественным центром общественной жизни.
В самой Библии говорится о том, что городские ворота использовались для различных целей, в том числе для заключения коммерческих сделок (Быт. 23), устройства браков (Руфь 4), разрешения споров в присутствии свидетелей (Амос 5) и для обращения царя к подданным (2 Цар. 18).
Сионские ворота
Проходя дальше на юг мимо армянского квартала вдоль стен Старого Города, мы находим Сионские ворота, построенные в 1540 году. Они названы так из-за своей близости к горе Сион, где похоронен царь Давид, и где столетия спустя вместе со Своими учениками Иисус ужинал в последний раз перед тем, как был предан.
Видимые отверстия от пуль, окружающие Сионские ворота, остались после ожесточённых боёв за Старый Город во время Израильской войны за независимость в 1947 году. Несмотря на это сражение, Старый Город не был объединён под еврейским контролем до 1967 года. Многие христиане интерпретируют это событие как исполнение пророчества Иисуса о последнем времени в 21-й главе Евангелия от Луки:
«Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». (Лк. 21:24)
Навозные ворота
Дальше вдоль южной стены находятся Навозные ворота (или Мусорные ворота), построенные в 16-м столетии. Своеобразное название соответствует названию более древних ворот периода Первого Храма (1200-600 года до н.э.), упомянутых в Библии. Ворота получили такое название из-за того, что они использовались для выброса мусора.
Эти ворота находятся в непосредственной близости от археологического парка под названием Город Давида. Его название указывает на то, что раскопанные руины относятся к периоду правления самого известного библейского царя. Одно из сокровищ парка — это частично затопленный туннель, построенный человеческими руками 3000 лет назад. По этому туннелю вода поступала в Иерусалим во времена Иезекии, и он упоминается во второй книге Паралипоменон.
Входя в Старый Город через Навозные ворота, мы попадаем прямо на площадь у Стены Плача.
Знаменитая Западная Стена (Стена Плача) — это часть внешней стены Храмовой горы, ближайшая к месту, где находилось Святое Святых. Потому это самое святое место в иудаизме, которое ежегодно посещают миллионы еврейских и христианских паломников.
Первоначальные Навозные ворота упомянуты в книге Неемии, которая дает прекрасное еврейское понимание Иерусалима и его стен. В 6-м веке до н.э. стены Иерусалима были разрушены вавилонянами. Город был полностью открыт для нападения, и это стало позором для Израиля.
В 25-й Притче (написанной примерно за 250 лет до этого) Соломон раскрывает общее понимание огромного значения городских стен в древнем обществе: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Притч. 25:28).
Dung Gate, Jerusalem, Israel. Photo – Ludvig14
Благодаря этому мы можем понять, почему, когда Неемия услышал, что «стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнём», он «сел и заплакал» (Неем. 1:3-4).
Неемия испытывал особую духовную ревность по Иерусалиму. Он велел своим соотечественникам: «Пойдём, построим стену Иерусалима, и не будем впредь в таком уничижении» (Неем. 2:17). День и ночь, перед лицом большой опасности строители «одною рукою производили работу, а другою держали копьё». Они отстроили стены всего за 52 дня.
Эта история является удивительным напоминанием о том, что мы призваны быть «стражами на стенах» для исцеления нашего мира и установления Божьего Царства на земле.
Мы призваны горячо молиться Богу и верить Ему. Точно также мы призваны усердно трудиться, делая добрые дела, куда бы ни призвал нас Бог быть защитниками, восстановителями и примирителями. Если бы не Неемия, еврейский ландшафт Израиля — столь важный для жизни и служения Иисуса — мог выглядеть совершенно иначе.
Дамасские ворота
Идя по городу на север, можно пройти мимо завораживающей красоты Храма Гроба Господня, одного из двух наиболее вероятных мест захоронения Иисуса.
Церковь — окончательная остановка на Виа Долороза, традиционном маршруте, который напоминает о мучительном пути Иисуса на Голгофу, когда Он нёс Свой крест. Если мы пройдём дальше на север, то можем выйти из Старого Города через Дамасские ворота, построенные в 1537 году.
Эти массивные и богато украшенные ворота расположены недалеко от второго места, которое считается вероятным местом погребения Иисуса – Садовой могилы. Обогнув северо-восточный угол городских стен, мы проходим мимо ворот Ирода и Львиных ворот, приближаясь к концу нашего уникального тура.
Damascus Gate, Jerusalem, Israel. Photo – Zairon
Золотые ворота
Последние ворота, которые мы посетим, — это Золотые ворота, замурованные османским султаном Сулейманом в 1541 году. Из Библии мы знаем о «Прекрасных воротах» (Красные в синод. пер.), которые также находились на восточной стороне города. Именно там Пётр и Иоанн исцелили просящего милостыню, как описано в Книге Деяний.
Поскольку эти ворота находятся напротив Масличной горы, ближе всего к Храму, они могли быть теми воротами, через которые в Иерусалим въехал Иисус в Вербное (Пальмовое) Воскресенье.
Удивительно, но в книге Иезекииля говорится о том, что восточные ворота храма будут закрыты, потому что «Господь, Бог Израилев, вошел ими» (Иез. 44:2).
Еврейская традиция гласит, что, когда придёт Мессия, Восточные ворота будут открыты, и Он войдёт через них.
В этом контексте описание Иезекиилем славы Господа, сходящего на Масличную гору и входящего через Восточные ворота, очень интригующе. Его можно рассматривать и в контексте первого входа Иисуса с Масличной горы, и в контексте пророчества Захарии о том, что второе пришествие Мессии произойдёт на том же самом месте.
Врата нашей жизни
Теперь, когда мы завершили этот тур, давайте поразмышляем о том, как история Иерусалима связана с нами. Иерусалим вплетён в великую историю Божьей любви к человечеству. История Иерусалима — это и наша история.
Мы избраны Богом, как и Иерусалим был и остаётся избранным.
Иерусалим часто был своенравным, в плену идолов, и всё это приводило к его падению и разрушению. Тем не менее, подобно нам, со всеми нашими страданиями и бунтами, Иерусалим никогда не был забыт Богом.
Мы оба избраны быть «обителью дома Его и местом жилища славы Его». Подобно Неемии, Иисус плакал над Иерусалимом, провозглашая: «Не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23:39).
Точно так же, как Иисус жаждет возвращения в город, который Он любит, Он жаждет, чтобы закрытые врата наших сердец открылись.
Даже когда мы сегодня ждём Его физического возвращения, Он стоит и стучит в ворота каждого сердца. Он жаждет того, чтобы Его дети приняли Его, чтобы вместе разделить ужин, как друзья. Давайте же, как Иисус, молиться за мир в Иерусалиме. Давайте жаждать Его скорого возвращения в Иерусалим и провозглашения Им новой, намного лучшей эры.
Продолжение экскурсии
В это время ограничения международных путешествий, мы надеемся, что эта виртуальная экскурсия познакомила вас с Иерусалимом и открыла ваши глаза на прошлую, настоящую и будущую важность Божьего святого города. Как только это станет возможным, приезжайте в Иерусалим, чтобы открыть для себя остальные ворота Старого Города и позволить Богу говорить к вам!
Источник: https://ieshua.org/vorota-ierusalima-progulka-vdol-sten-starogo-goroda.htm