Апостол Павел называет Иисуса первым плодом (первенцем в синод. пер. — прим. пер.) из умерших (1 Кор. 15:20). Благодаря воскресению Иисуса мы видим пророческое значение трёх главных еврейских праздников.
Руководство по Празднику Первых Плодов
Впредместье Старого Города Иерусалима, близко к тому месту, где стоял Храм Соломона, есть прекрасный сад. Там круглый год зеленеют фруктовые деревья и растут цветы, за которыми с любовью ухаживают волонтёры со всего мира.
В северной части сада есть скала с углублениями, придающими ему отчётливый вид гигантского черепа. В нескольких минутах ходьбы от скалы на юг находится пустая могила, датируемая первым веком.
Мысль о том, что Садовая Могила является аутентичным местом распятия, захоронения и воскресения Иисуса, безусловно, очень убедительна, хотя это и не является бесспорным фактом.
Сидя и работая над этой статьёй в своей квартире в Иерусалиме, я могу находиться всего в миле от места воскресения! Места, где изменилось всё и где началась новая глава отношений между Богом и человечеством. Это замечательная и смиряющая мысль.
Первые плоды на Песах
В день воскресения в Иерусалиме Иисус стал тем, что Павел описывает в 1 Послании к Коринфянам как «первый плод из умерших» (1 Кор. 15:20). Праздник Первых Плодов — это библейский праздник, посвящённый первому урожаю, и это третий из ежегодных паломнических праздников.
Но какое отношение этот древний сельскохозяйственный праздник имеет к воскресению Иисуса?
Мы всем знаем, что «первые» — особенные. Мы все помним важные первые вещи в нашей жизни, такие как наша первая машина, наш первый дом и наше первое свидание. Первое важно и для Бога, и «первые плоды» — это фраза, имеющая библейское значение. В Исх. 4:22 Бог призывает Израиль, Своего «первенца». Как Его первенцам, израильтянам было велено чтить Бога следующим образом: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19).
Это первое и, пожалуй, наиболее очевидное значение праздника Первых Плодов: отдавать то, что у нас есть, в качестве благодарственного приношения и провозглашения веры. Но используя это понятие для описания Иисуса, Павел даёт нам понять, что Бог отдал Своё лучшее нам. Он не удержал его от нас. Павел связывает Первые Плоды с воскресением Иисуса, тем самым подразумевая, что это будет иметь огромное значение в мировой истории.
Песах является воспоминанием о том времени, когда дети Израиля были спасены от смерти кровью невинного агнца. Неслучайно смерть и воскресение Иисуса произошли на Песах.
Мы также спасены кровью невинного Агнца — кровью Иисуса.
А за Песахом в календаре следует ещё один великий праздник, и одно из его названий — праздник Первых Плодов.
Углубляясь в Шавуот
На иврите праздник Первых Плодов известен как Шавуот («Недели»), и он празднуется в конце весны. Во время праздника Первых Плодов в библейские времена евреи из других мест отправлялись для празднования в Храм в Иерусалиме. Именно в это время Бог дал детям Израиля Десять Заповедей и Закон Моисея.
Это, пожалуй, самое важное событие в истории еврейского народа.
Дарование Закона на Синае определило еврейскую идентичность, религиозную практику и культуру на тысячелетия вперёд. По сути, в современном иудаизме праздник Первых Плодов известен не как сельскохозяйственный праздник, а как «день рождения Торы (Закона)». Как мы увидим дальше, этот праздник играет ключевую роль не только в истории древнего Израиля, но и в основании Церкви в Новом Завете.
Между библейским праздником Шавуот и событиями Нового Завета, произошедшими во время его празднования, есть удивительные параллели.
Дарование Моисею Закона на Синае во время праздника Первых Плодов сопровождалось огнём с небес. Точно так же, когда Дух наполнил горницу и ученики заговорили на иных языках, на их головы сошли языки пламени (Деян. 2:3). Во-вторых, в тот день, когда Моисей сошёл с горы, три тысячи еврейских душ были убиты за свой грех (Исх. 32:28). Напротив, в день Первых Плодов, через несколько недель после воскресения Иисуса, три тысячи еврейских душ были спасены от своих грехов!
Паломничество на праздник Первых Плодов было причиной того, что в Иерусалиме в то время собралось так много евреев. Таким образом, этот праздник сыграл ключевую роль в раннем распространении Евангелия. Эти первые новообращённые слышали Петра, провозглашающего, что преграда, стоявшая между Богом и человеком, разрушена навсегда.
С воскресением и излиянием Духа праздник Первых Плодов превратился в послание бесконечного потока Божьей благодати.
Весь Израиль спасётся на Суккот
Суккот, известный также как Праздник Кущей, — это праздник последнего урожая в году. Он предлагает нам вспомнить, что Первые Плоды — всего лишь первые! Во время Суккота, который мы называем «праздником сбора урожая» (последних плодов), Бог повелел израильтянам в течение недели жить во временных жилищах на открытом воздухе, и эта традиция до сих пор соблюдается еврейским народом.
Раз в году улицы Иерусалима наполняются небольшими шалашами, покрытыми пальмовыми ветвями, известными под названием сукка (во множ. суккот).
Эти временные жилища напоминают нам, что этот мир борьбы, болезней и боли не является нашим главным домом. Точно так же, как Он излил Свой Дух на праздник Первых Плодов, Он вернётся к нам, чтобы исполнить праздник Последних Плодов. Три тысячи израильтян были спасены на праздник Первых Плодов, но Павел напоминает нам, что последняя жатва будет намного больше, и что в конце концов «весь Израиль спасётся» (Рим. 11:26).
Излив Свой Дух на праздник Первых Плодов, Бог решил наполнить этот праздник новым значением воскресения, как Он сделал и с двумя другими паломническими праздниками еврейского календаря — Песахом и Суккотом. В них мы тоже можем найти глубокое значение для нашей жизни как верующих.
Три паломнических праздника прекрасно иллюстрируют общую нить искупления, благодати и будущей надежды, которую Бог вплетает в историю человечества.
Возможно, самое главное значение праздника Первых Плодов — это указать нам на пример того, что Бог подарил нам Своё лучшее, отдав за нас жизнь Своего Сына.
Пока Иисус не вернётся, мы будем трудиться как делатели на жатве (Лк. 10:2). Мы повторяем Божий пример отдачи своего самого лучшего, наших первых плодов, полагая свои жизни для других. Подобно тому, как первые ученики нуждались в наполнении Духом на праздник Первых Плодов, чтобы строить земную Церковь, так же и мы нуждаемся в этом, чтобы принести свои первые плоды.
Только с пребывающей в нас силой Духа мы можем сеять семена жизни в сердцах людей и сыграть свою роль в истории Божьего спасения.
Как сказал Иисус:
«Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Ин. 15:5)
Источник: https://ieshua.org/voskresenie-iisusa-i-evrejskie-prazdniki.htm