Он может затеряться среди пастухов, Его могут потеснить мудрецы или затмить ангелы, а звезда над Вифлеемом может превзойти Его сиянием. Вы не увидите Его представленным в рождественских декорациях. Его изображений не вешают на деревья, их не наклеивают на адвент-календари и не украшают ими обёрточную бумагу. Отсутствует Он и во многих рождественских гимнах. Есть ли в рождественской истории личность, которую обесценивали и даже вовсе забывали бы больше, чем Бога Отца?
Однако чем больше мы размышляем о столь распространённом упущении, тем более странным оно представляется. Отец послал Своего Сына, чтобы из злейших врагов сделать возлюбленных детей, а Его оттесняют другие, более прозаические подробности, — такие подробности, которые можно красиво вписать в орнаменты. При этом, никто не сыграл более важную роль в рождественских событиях: ни Иосиф или Мария, ни пророки или злые цари, и уж точно ни пастухи или волхвы. Даже Сам Иисус в то первое Рождество смог стать Сыном потому лишь, что Бог предвечным, неизбежным, почти немыслимым образом является Отцом.
И Он чудесным образом оставался Отцом «до самого низу», как пишет Майкл Ривз:
«В действительности, всё это очевидно из того факта, что Иисус является «Сыном». Быть Сыном значит иметь Отца… Именно таким явил Себя Бог: Он во-первых Отец, а не Создатель или Властелин… Он Отец. До самого низу. Таким образом, всё, что Он делает, Он делает как Отец. Именно таков Он есть. Он и создаёт, и властвует как Отец» («Наслаждение Троицей»).
Адвент напоминает нам о том, что у нас есть Спаситель, Искупитель, Брат и Царь. Но он также напоминает, что у нас есть всемогущий Отец, обладающий безграничной мудростью и непрекращающейся любовью, Отец, ставший Инициатором того первого Рождества и всех последующих.
Только Сын от Отца
Если во время Адвента мы подчас и забываем Отца, то Сын никогда. И яснее всего это видно из молитвы, которую Он произнёс в ночь, когда был предан. «Отче! пришёл час, — молится Он. — Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:1-3). Для чего нужно было упоминать, что Его послал Отец? Чтобы ещё более ясно подчеркнуть: Он поистине есть Сын Божий, пришедший от Отца, чтобы привести нас к Отцу, чтобы Отец был прославлен.
И о Своём посланничестве Иисус упоминает не единожды. Вся Его молитва концентрируется вокруг этой основной идеи: чтобы мир узнал, что Отец послал Сына.
«Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Ин. 17:8).
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:20-21).
«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня» (Ин. 17:25).
Готовясь к смерти, видя впереди ужасы предательства, несправедливости, пыток, насмешек и распятия, Иисус снова и снова повторяет в молитве: «Отче, Я хочу, чтобы они знали, что Ты послал Меня».
«Как возлюбил Меня»
Почему в Рождество мы забываем об Отце? Возможно, одна из причин в том, что мы незаметно для себя начинаем противопоставлять Отца Сыну – противопоставлять Бога гнева Богу любви. Поскольку на кресте Христос взял на Себя гнев Отца, и к этому Он был предназначен от века, мы можем вообразить себе некую враждебность между лицами Троицы. Как будто бы Сын пришёл, чтобы от нашего имени бросить вызов Отцу, как будто бы Он вступился, бросая вызов гневу Отца. Но в Своей молитве Иисус произносит следующее:
«Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:22-23).
Да, «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (Ис. 53:10). Да, Сын был «поражаем, наказуем и уничижён Богом» (Ис. 53:4). Но на землю Он пришёл под покровом любви Своего Отца, будучи посланным в мир, который Отец возлюбил (Ин. 3:16). Иисус говорит: «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога» (Ин. 16:27). И, когда Отец излил на нас Свою любовь, приобретённую посредством мучений Его Сына, Его любовь к Сыну не стала меньше. Он любил Его даже больше за Его жертву. Иисус говорит: «потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её» (Ин. 10:17).
Отец, Сын и Святой Дух являются Богом любви и Богом гнева, ведь Они – единый Бог: Отец посылающий, Сын пришедший, умерший и воскресший, и Дух возрождающий и просвещающий.
Порождённый Отцовской любовью
Божия любовь к Сыну не удержала Его от того, чтобы послать Сына для нашего спасения. Напротив, именно Его любовь – к Сыну и к нам – побудила Бога послать Его. Ведь, в конечном счёте, именно Бог обещал, что будет дан Младенец, Сын, «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). Пославший Его, как никто другой, ожидал Его прихода и радовался ему, как никто другой. Он же, как никто другой, горячо желал возвеличить Сына – сначала в Рождестве (Лк. 2:13-14), но ещё больше в воскресении (Флп. 2:9-11).
И потому мы поём (не во всех рождественских гимнах Отец отсутствует):
Мир земной для человека,
Из любви создал Отец.
Он есть Альфа и Омега,
Он начало и конец.
То, что есть и то, что было
И чему быть суждено…
Всё на веки нам дано.Хоры Ангелов небесных,
О Нём пели в унисон
И пророчеств нам известных,
Воплотителем стал Он.
Он в сиянии – Грядущий,
Так прославим же Творца,
С века в век и без конца.
Рождественская история была запланирована прежде, чем Бог посадил первую ёлку. Это была история жизни «Агнца закланного», написанная «от создания мира» (Откр. 13:8). Прежде чем воспламенить солнце, Отец уже начал рыть землю на месте, где однажды встанет крест. Он всегда знал, что наступит день, когда Иисус примет плоть и, по прошествии некоторого времени, прольёт Свою кровь. Рождённая любовь, незыблемая любовь, посланная любовь – любовь, излитая на нас.
Посланный Сын и Его посланничество
Посланничество не окончилось тем первым Рождеством. Отец снова пошлёт Сына (Откр. 1:7; Мф. 24:36). Но, пока это не произошло, посланными являемся мы. Иисус молится: «как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18). Как Бог Отец послал в мир Своего Сына, так и Бог Сын теперь посылает в мир нас. Но не для того, чтобы ещё немного здесь пожить, а чтобы рассказать как можно большему числу людей: Отец послал Сына на смерть, чтобы простить наши грехи, обновить наше сердце, очистить наш разум, сделать наше будущее светлым, а радость полной.
Тот факт, что Творец вселенной послал в созданный Им мир сияние Своей славы, Того, в Ком точно запечатлелось Его естество, невозможно было сопоставить ни с чем, пока Иисус не послал вас. Он снова повторяет это после Своего воскресения из мёртвых, прежде чем вознестись на небо: «мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Как Отец послал Сына, запланировав это от создания мира, явив Божью беспредельную красоту, силу и достоинство, заплатив за грехи людей из всякого колена, языка, народа и племени, когда на волоске висели судьбы миллиардов людей, — так же и Сын посылает нас.
Пусть же Рождество напомнит вам о том, что Христос из любви был послан с небес, а вы из любви являетесь посланниками на земле.