Противление физическим наказаниям (включая категорический запрет) исходит от педиатров, факультетов социальных наук в высших учебных заведениях, защитников прав ребенка, популярных печатных изданий, посвященных психологии, а также родителей, строго остерегающихся навредить своим детям, и других официальных лиц. Американская академия педиатрии выражает мнение многих, говоря: «Телесные наказания имеют ограниченную эффективность и потенциально пагубные побочные эффекты». Могут ли ошибаться все эти благонамеренные эксперты и защитники прав детей?
Они озвучивают серьезные опасения. В конце концов, дисциплинарные воздействия, изначально считавшиеся разумными, очень легко могут перейти границы. Тем не менее для многих противников телесных наказаний всё едино. Они не делают различий между мудрым и безрассудным родительским исправлением, как будто такие факторы, как время, мера и способ воздействия, а также ранее обозначенные инструкции, не имеют значения.
Подобно тому, как плохая проповедь не дисквалифицирует всех проповедников, и плохая статья не означает, что мы должны отказаться от литературных трудов, и плохая стрижка не означает, что вы должны перейти в назорейство, также и некорректное физическое воздействие не означает, что не существует хорошей порки.
Поберечь ли розги?
Что такое хорошая порка? Родители делают добро, когда, руководствуясь любовью, мера их физического воздействия на ребенка соотносится с мерой его неповиновения. Непослушание зарождается в сердце и проявляется извне определенным поведением (истериками, неподчинением, хамством, бунтарским выражением лица). Поэтому воспитательная работа розгой работает в противоположном направлении: она достигает сердца привлекая внимание тела (обычно через пухленькие ягодицы).
Родители-христиане в пользу такого наказания зачастую обращаются к некоторым отрывкам из книги Притчей, таким как:
- «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:25).
- «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притчи 22:15).
- «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притчи 23:13-14).
Однако у некоторых возникает вопрос: стоит ли понимать слово «розга» в прямом смысле. Является ли физическое наказание корректным способом исполнения этих отрывков? Три умозаключения говорят, что так и есть.
Во-первых, прямое прочтение этих отрывков говорит о том, что розга – это материальный предмет, который применяется физически для пробуждения внимания. Во-вторых, простого разговора недостаточно, чтобы добиться пробуждения, что подтверждается нашим опытом и Библией. «Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается» (Притчи 29:19). В-третьих, розга, как средство наказания, бок о бок фигурирует с назидательным словом: «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15). Если бы «розга» была просто метафорой для обличения, этот отрывок не имел бы смысла.
Богобоязненные родители могут слышать, как от нехристиан, так и от единоверцев, что им следует поберечь розги, чтобы не навредить своим детям и не разрушить их перспективы в будущем. Хотя на самом деле, когда розга применяется с постоянством и любовью, она становится средством в руках Бога, которое поможет нашим детям преуспевать.
Защита через порку
Недавно я общался с рядом зрелых людей, которые в детстве испытали на себе любящие розги исправления и впоследствии решили применять их к своим детям. Я познакомился с тремя поколениями людей, и пригласил их поделиться своими свидетельствами. Вот отрывок одного из них:
«Мои родители в ряде случаев пороли меня и моих сестер, и я очень им за это благодарен. Я считаю порку одним из лучших способов защиты детей, созданным Богом (хотя это далеко не единственный способ защиты!)… Я видел хорошие плоды телесного наказания не только в своей жизни, но и в жизни наших детей, поскольку они с раннего возраста начинают понимать, что подчинение Божьим наставлениям (например: «дети, повинуйтесь своим родителям») приносит радость, в то время как неповиновение приводит к тяжелым последствиям».
Другой дедушка сказал:
«Мне повезло, что у меня были отец и мать, которые с любовью наказывали меня на протяжении всего моего детства. Меня постоянно шлепали (обычно это была рука отца) за непослушание и безрассудные поступки. Я понимал, что мои действия и отношения вели к тем или иным последствиям, и что независимо от меня существует порядок, который у нас соблюдался. Подобно тому, как мы должны бояться Господа, я в некоторой степени боялся своего отца, зная, что он накажет меня, если я сделаю что-то заслуживающее этого. Я вижу, что мой опыт подтверждает правдивость стиха в Притчах 22:15 («Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него»), и мне от этого только польза».
Грех ребенка находится в его сердце, но с видимыми «вспышками» (как пуританин Коттон Мэзер называл неповиновение) родителям следует бороться. В то время как вы надеетесь и молитесь о преображении и исправлении детского сердца, минимум что от вас требуется – урезонить строптивость, удержать ребенка от нанесения вреда и беспокойства другим, и предотвратить в будущем сожаления о себе.
Шесть принципов хорошей порки
Как же тогда родителям наказывать своих детей разумно? Как применять розгу, чтобы, по благодати Божьей, она выполняла Его цели и порождала подобные свидетельства?
Во-первых, осознайте, что совершенный любящий Отец пользуется розгой.
«Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном. Когда он согрешит, Я накажу его розгой людской, ударами, наносимыми людьми. Но Я не отниму от него Своей милости, как отнял ее от Саула, которого Я отверг ради тебя…» (2 Царств 7:14-15, НРП)
Во-вторых, будьте хорошим примером исправления своих собственных ошибок. Пусть дети видят, как вы исповедуетесь, каетесь и… платите штрафы за неправильную парковку.
В-третьих, будьте осторожны в применении как чрезмерного, так и недостаточного воздействия. Некоторые родители безрассудно применяют розгу так, как будто каждый проступок априори заслуживает порки. Другие так же безрассудно совсем пренебрегают назначенной Богом розгой. Физическое наказание должно быть выборочным (за открытое неповиновение) и только в ограниченный период развития ребенка, с постепенным сведением его к нулю, по мере проявления ребенком все большей ответственности, сдержанности и зрелости.
В-четвертых, к розгам следует прибегать в строгой последовательности, не из-за прихоти, усталости, нервозности или импульса, а в соответствии с четко обозначенными границами, установленными заранее. Когда Бог говорит в Малахии 4:6: «чтобы Я, придя, не поразил», значит Он справедливо наперед предостерегает. Начиная с Эдемского сада, Бог заранее сообщил основные правила. Он не наказывает, не обращаясь к ранее данному распоряжению. После предупреждения эффективность наказания заключается не в суровости, а в уверенности и своевременности.
В-пятых, в продолжение предыдущего, мудрое применение розги обусловлено границами, такими как ограниченное количество ударов. Не должно быть никаких ран на коже, никакого воздействия на уши, глаза и другие легко уязвимые части тела, и никакой неуправляемой порки в ярости. Напротив, здравое наказание сопровождается усилением чувственности.
В-шестых, розга – не единственный инструмент в арсенале рычагов воспитания, она должна сопровождаться и другими инструментами. Мудрые родители начинают не с порки, а с других мер: поощрений, остановок, неодобрительного взгляда, утраты привилегий, возмещения ущерба.
Мирный плод праведности
Хотел бы особо подчеркнуть, что при хорошем воспитании наибольший акцент ставится на одобрении – воздаю должное похвале – чем на исправлении. Отсутствие позитивной мотивации снижает эффективность любых дисциплинарных воздействий, включая порку. Сам Бог расположен хвалить Своих детей: «Хорошо, добрый и верный раб» (Матфея 25:23).
Говоря о мотивации в более широком смысле, порка является лишь маленьким, редким, хотя и эффективным аспектом дисциплинирования и наставничества ребенка во славу Бога. Она позволит в будущем свести к минимуму сожаления в жизни ребенка и дать радость всем, кому придется находится в его обществе.
Родители, желающие мирных плодов праведности, покоя и радости, поступают мудро, решительно пресекая неповиновение своих детей (Евреям 12:11; Притчи 29:17).
Источник: https://ieshua.org/stoit-li-roditelyam-fizicheski-nakazyvat-svoih-detej.htm