Павел убеждает нас в Римлянам 11:26, что «весь Израиль спасётся». Это довольно серьёзное заявление! Что же именно он имеет в виду? Кто входит в «весь Израиль»? Есть три основных взгляда на суть «всего Израиля» в Рим. 11:26. Мы придерживаемся последнего из них, и я объясню почему, внимательно рассмотрев значение и контекст слов, которые Павел использует в Римлянам 11.
Вот четыре взгляда на то, что значит «весь Израиль»:
1. Евреи — все евреи, когда-либо жившие, это «весь Израиль», и потому они спасены.
Хотя в это редко верят сегодня, согласно этому взгляду, любой еврей, когда-либо живший (в прошлом, настоящем или будущем) и считающий себя евреем, согласно Закону Моисея и традиции раввинов, спасён. Это мнение не только притянуто за уши, но и полностью противоречит тому, что думал Иисус о Боге и Себе Самом.
2. Церковь — евреи и язычники, считающиеся спасёнными во всех поколениях.
Также известный как «теология замещения», это взгляд ставит знак равенства между «всем Израилем» и Церковью как «Израилем Божьим». Однако этот взгляд тяжело отстоять в свете Рим. 11:28, если проследовать до конца за использованием слова «они».
3. Избранный остаток — все еврейские верующие среди этнического Израиля, которые получили спасение на протяжении истории.
Эта точка зрения подразумевает, что ожесточённое состояние народа Израиля частично, и что остаток евреев будет продолжать получать Божье спасение до конца нашего времени.
4. Этнический Израиль — народ Израиля получит спасение в конце времён.
Эта интерпретация утверждает, что существующее ожесточение Израиля (хотя и отчасти) будет продолжаться до кульминации века сего, и в тот момент они обратятся ко Христу и примут Его спасение в соответствии с Божьей верностью в исполнении Его заветных обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Несмотря на то, что большая часть Израиля всё ещё пребывает в состоянии бунта, Бог не забудет Свой народ и изольёт Свой Дух на Израиль в определённый момент времени, в соответствии с обетованиями завета. В то конкретное время народ Израиля, живущий в те дни, примет Мессию.
Означает ли это всех евреев, когда-либо живших?
В своей книге «Post-missionary Messianic Judaism» (Пост-миссионерский мессианский иудаизм) американский мессианский еврей д-р Марк Кинзер спрашивает о том, что же нам делать с двумя тысячами лет еврейских традиций. Он приходит к выводу о том, что отрицание Израилем Иешуа (Иисуса) — это по сути «скрытое участие в послушании Мессии Израиля» [1]. Согласно Кинзеру, хотя Израиль и отверг Иешуа, Он «продолжает жить среди них, хотя и скрыто, неявно». На самом деле Кинзер говорит, что еврейская традиция (которая включает в себя отвержение Мессии) — это Божье желание для еврейского народа в это время, «санкционированная Богом религиозная традиция, предназначенная для сохранения еврейского народа». Этот взгляд основывается на идее о том, что, когда некоторые евреи ответили Пилату: «И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25), Бог посчитал, что кровь Иисуса покрыла их и их грехи. Хотя я никогда не встречался с д-ром Кинзером, у меня нет сомнений, что он искренне любит свой еврейский народ. Однако, проблема в том, что он настолько любит евреев, что его любовь к ним конкурирует с Евангелием и противоречит тому, что сам Иешуа учил о спасении.
Отвержение иудаизмом Иисуса основывается на отвержении иудаизмом Моисея и пророков. Мёртвые традиции не могут дать жизнь и изменить наши сердца к лучшему, на это способна только вера в Мессию. Последствия религиозных традиций, с которыми мне приходилось встречаться до сих пор, — это главным образом гордость, законничество и самоправедность — ничто из того, что может «спасти» вас.
Имел ли Павел в виду Церковь?
Герман Риддербос утверждает, что «Церковь… как народ Нового Завета заняла место Израиля, а этнический Израиль — это не более, чем пустая раковина, из которой достали жемчужину и которая утратила свою функцию в истории искупления» [2]. Точно так же Уолтке утверждает, что «Церковь и Новый Завет навсегда вытеснили Израильский народ вместе с его законом» [3].
Навсегда ли Израиль потерял свой статус из-за отвержения Евангелия и Иисуса? Или же у народа Израиля есть многообещающее будущее, касающееся освобождающего Божьего плана искупления? Будут ли они «все» спасены? И кто такие «они»?
Смысл заявления Павла в Рим. 11:26 можно понять лучше, если внимательно рассмотреть некоторые слова, использованные в контексте. Например, использование Павлом слов мистрион (тайна) и ахрис (до) в стихе 25, каи хоутос (и так) в начале стиха 26 и они в стихе 28.
Стих Рим. 11:28 имеет особенное значение, потому что он непосредственно относится к идентичности «всего Израиля». Павел утверждает, что «весь Израиль» рассматривается как враги с точки зрения Евангелия. Однако, с Божьей точки зрения, они сильно любимы ради их праотцов. Павел использует этот стих, чтобы заложить основы и провозгласить сильное пророчество о природе спасения «всего Израиля». Несмотря на то, что стих 28 не имеет надлежащей связи с содержанием предыдущего текста, имеет место неправильное его применение для дополнения понятий, затронутых в 28-м стихе. Слово «они» в 27-м стихе используется не в его оригинальном контексте, и потому требует дополнения для использования «им» в том же стихе. Похоже, что в 26-м стихе оно относится к Иакову, что в свою очередь возвращает нас ко «всему Израилю», что очевидно в стихе 26. Важность этой концепции проявляется в том факте, что стих 28 описывает ту же самую группу людей, которая обозначена термином «весь Израиль» в стихе 26. Другими словами, Павел помогает установить личность «всего Израиля», благодаря своим словам в стихе 28 и своему описанию в стихе 26.
Павел говорит об объекте или людях, описывая их как «врагов ради вас». Поскольку Павел постоянно использует местоимение «вы» для обозначения язычников (неевреев), существительное «враги» должно относиться к этническим евреям. В стихе 28 Павел подытоживает основную тему, утверждая, что неверующие, составляющие этнический Израиль, воспринимались как враги Бога. Это, согласно Павлу, было для блага язычников. Проще говоря, с точки зрения Евангелия, слово «они» относится к этническим евреям, а «вы» — к язычникам.
Другая причина, представляющая собой проблему для варианта «церковь», состоит в том, что в стихе 28 есть две фразы, которые тяжело применить к церкви. Приведённая ниже таблица показывает параллельное сравнение двух этих фраз:
κατὰ μὲν τὸ εὐαγγέλιον | ἐχθροὶ | δι’ ὑμᾶς |
(ката мэн то эуангэлион) | (эхфри) | (ди гимас) |
«В отношении к благовестию» | «враги» | «ради вас» |
κατὰ δὲ τὴν ἐκλογὴν | ἀγαπητοὶ | διὰ τοὺς πατέρας |
(ката дэ тин эклогин) | (агапити) | (диа тус патэрас) |
«в отношении к избранию» | «возлюбленные» | «ради отцов» |
Две приведённые выше фразы раскрывают два отдельных откровения; люди, отнесённые к категории «весь Израиль», как сказано в 26-м стихе, считаются врагами Бога, с другой стороны, Бог всё ещё проявляет к ним любовь. Они считаются врагами с позиции того, что они отвергли Божье Евангелие, что очевидно в случае с язычниками. Однако, те же самые люди являются возлюбленными Божьими, потому что Он решил избрать их, как обещал их отцам. Это приводит, в первую очередь, к описанию концепции «двойственного статуса» Израиля, потому что она содержит основание для двух противоречащих друг другу взглядов, которые, в то же время, можно интерпретировать как истину.
Проще говоря, совершенно невозможно, чтобы в этих двух случаях говорилось о Церкви. Как мы можем назвать Тело Христа «Божьими врагами»?
Тем не менее, в 28-м стихе Павел утверждает, что эта группа людей рассматривается как Божьи враги с точки зрения Евангелия. Это, в частности, связано с тем, что Евангелие и те, кто в него верят, не являются Божьими врагами. Стих Рим. 11:28 не позволяет трактовать Церковь как Израиль.
Избранный остаток?
Суть варианта «избранный остаток» состоит в том, что выражение «весь Израиль» описывает верующий остаток еврейского общества. Сторонники этой теории будут настаивать на том, что в стихе 28 описаны люди, которых Бог рассматривал как врагов, но которые теперь получили спасение и Божью любовь. Точно так же, как отметил Хендриксен, местоимение «они», используемое для обозначения «врагов» и «возлюбленных», очевидно указывает на ту же самую группу людей, которые оказались избранными. «Эти люди были изначально невосприимчивы к Евангелию, но благодаря величественному проявлению Божьей милости, они смогли стать возлюбленными» [4].
Аргумент состоит в том, что первая часть стиха 11:28 относится к избранию в их неспасённом состоянии, в то время, как вторая описывает их статус после получения спасения. Есть очевидная сложность с Рим. 11:28 и «остатком» на основании этих двух частей стиха. Они предлагают две разные интерпретации «всего Израиля», которые, как ни странно, оказываются одновременно истинными. Это подтверждается использованием Павлом противопоставления «с одной стороны» и «с другой стороны»: они описываются как враги и как возлюбленные одновременно, а не как те, которые были вначале врагами, но стали возлюбленными через какое-то время.
Если бы Павел собирался написать о людях, которые вначале были врагами, но которые стали возлюбленным (и больше не враги), он бы не использовал формулировку с противопоставлением «с одной стороны» и «с другой стороны», но скорее написал бы «раньше» и «сейчас». В Посланиях Павла часто используются противопоставления, чтобы подчеркнуть разницу между состоянием до и после обращения к Богу [5].
В Рим. 11:28 Павел использует корреляционные связки, чтобы проиллюстрировать одновременное существование состояний до и после обращения. Потому тяжело использовать Рим. 11:28 для обозначения людей, которые были врагами до обращения в прошлом, а сейчас являются возлюбленными после обращения. Следовательно, вариант «остатка» не является достаточно правдоподобным толкованием Рим. 11:28.
Этнический Израиль
Согласно четвёртой точке зрения, «весь Израиль» фактически означает весь этнический Израиль. Это толкование утверждает, что нынешнее ожесточение Израиля (хотя и частичное) будет продолжаться до кульминации века сего, и что все этнические израильтяне в конце концов обратятся ко Христу и примут Его спасение.
Сторонники этого взгляда утверждают, что спасение этнического Израиля основывается на Божьей верности в исполнении Его заветных обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Несмотря на то, что большая часть Израиля находится в состоянии бунта против Бога, Он не забыл Свой народ. Наоборот, Бог изольёт Свой Дух на Израиль в определённый момент времени в соответствии с обетованиями завета. В то время весь Израиль массово примет Мессию.
Это и моё собственное мнение. Вариант «этнический Израиль» предоставляет полностью подходящее толкование двойного статуса «всего Израиля», в отличие от тех, которые дают другие точки зрения. В Рим. 11:28 «весь Израиль» изображается как весь народ Израиля. Первые половины обеих частей стиха 28 и стиха 29 достаточно поддерживают это утверждение.
Стих 28а
Исходя из версии «этнического Израиля», текущее состояние народа Израиля — ожесточённое, по крайней мере, согласно Рим. 11:25. Большинство израильтян не проявляют любви к Мессии, как описано в стихе 11 с использовании термина «их падение» и стихе 15 как «их отвержение». Первая часть Рим. 11:28 даёт чёткое описание ожесточённого состояния народа Израиля, называя народ Божьими врагами. Это народ, который враждует с Богом, и на который у Бога есть много недовольства. Предлог κατά (ката) используется для обозначения принятого способа вынесения суждения. Оно указывает на определение правила, согласно которому Бог установил отношения с Израилем. Народ Израиля рассматривается как Божьи враги с точки зрения отвержения ими Евангелия.
В первой части предложения Павел повторяет проблему вражды, говоря, что этот народ является врагами ради «вас». Верующая часть нееврейского общества описывается с помощью местоимения второго лица. Здесь Павел подразумевает, что своим отвержением Евангелия народ Израиля действует во благо язычников, которые в итоге получили спасение — к своей великой пользе. В текущем контексте «весь Израиль» всё ещё приравнивается к Божьим врагам, хотя их отвержение и привело к тому, что многие язычники обрели своё спасение. Двойной статус в первой половине стиха 28 повторяется в утверждении о том, что еврейские неверующие, составляющие народ Израиля, рассматриваются как враги Евангелия и для блага язычников.
Стих 28б
Павел пишет, что неверующий Израиль является Божьими врагами, но в то же время они любимы. Во-первых, Павел пишет, что народ Израиля — возлюбленный Богом «согласно избранию». Предлог κατά (ката) используется точно так же, как и в первой части предложения, для обозначения принятого способа вынесения суждения. «То же самое используется, чтобы прийти к правилу определения отношений с израильтянами». Таким образом, термин «в отношении к избранию» нужно воспринимать как средство для обозначения идеи о том, что, хотя этот народ и признаётся врагом, по крайней мере в отношении Евангелия, они всё ещё любимы с точки зрения Божьего непреложного избрания. Это подтверждается Божьим решением избрать народ Израиля, чтобы он был Его единственным избранным народом. Мюррей продолжает и добавляет, что термин «возлюбленные» означает, «что Бог не проигнорировал и не оставил Свои добрые отношения с народом Израиля, потому что Он считает их Своим собственным народом и желает хранить заветы, заключённые с праотцами». Даже несмотря на то, что современный народ Израиля ожесточён, Бог всё ещё видит их как избранный и возлюбленный народ. Второй оборот, использованный Павлом для того, чтобы подчеркнуть этот момент, проиллюстрирован фразой ‘ради отцов’. Термин «отцы» относится к главным патриархам Израиля и включает в себя Авраама, Исаака и Иакова. В нём также заключена особая ссылка на заветние обетования, которые дал им Бог. Далее Моррис пишет, что Павел много апеллирует к завету Бога с Авраамом, равно как и к завету, заключённому с его потомками [6]. Важность второй части предложения состоит в том, что с Божьей перспективы избрания народа Израиля, «весь Израиль» любим Богом, прежде всего, из-за Его желания выполнить завет, заключённый с Авраамом, Исааком и Иаковом.
Стих 29
Павел использует стих 29 для того, чтобы утвердить и поддержать аргумент о том, что Бог всё ещё любит народ Израиля и до сих пор считает его Своим избранным народом. В стихе 28б Павел утверждает это, говоря, что дары и призвание, данные Богом, непреложны. Несмотря на то, что в этом контексте не приводится определение «дара», есть вероятность, что Павел использует это слово для обозначения благ и привилегий, данных народу Израиля, как указано в Рим. 9:4-5. Однако, термин «призвание» чётко определяет процесс Божьего избрания возлюбленных евреев. Проще говоря, он описывает акт Божьего призвания народа Израиля и избрания их быть Его собственным народом, с которым Он будет рядом, исполняя таким образом Свои обетования отцам.
В стихе 29 Павел акцентирует внимание на слове «непреложны» (неотменимы), которое используется для описания какой-то вещи или ситуации, которую невозможно отменить или вернуть назад [7]. Сложно сказать, смогут ли читающие Послания Павла установить, считает ли ещё Бог народ Израиля возлюбленным, особенно с Божьей перспективы того, что они Его избранный народ. Дары и призвание народа Израиля непреложны на основании того факта, что Бог не отменяет Своих обетований. Дуглас Му продолжает и добавляет, что у Павла есть причина подчеркнуть термин «непреложны» «в начале стиха, указывая на то, что слово Божье ‘не подводит’. У Бога всё ещё есть план для народа Израиля, потому что Он верный» [8]. Проще говоря, хотя Израиль отверг Божьего Мессию, Бог не забрал назад обещания, данные отцам, равно как они не были отменены и из-за отсутствия веры у Израиля.
Утверждение Павла о двойном статусе в стихе 28 кратко резюмирует дилемму, которая является причиной всего спора в этих главах: Израиль, который враждует с Богом из-за Евангелия, всё равно является тем Израилем, которому Бог дал непреложные обетования благословений. В общих чертах, как стихи Рим. 9:30-10:21 конкретизируют первую, негативную часть дилеммы, так стихи Рим. 9:6б-29 и 11:1-27 объясняют вторую, позитивную сторону [9].
В этом же контексте Мюррей повторяет, что народ Израиля воспринимается и как «враги», и как «возлюбленные» в одно и то же время — враги в отношении Евангелия и одновременно возлюбленные по отношению к их избранию. Этот контрастирующий элемент указывает на то, что, отвергая Евангелие, народ Израиля был отодвинут в сторону, а Евангелие было донесено язычникам. Тем не менее, в силу своего избрания и из-за их связи с патриархами, они возлюбленные. Таким образом, термин «возлюбленные» подразумевает, что Бог не отступает и остаётся верным в Своих отношениях с народом Израиля и по-прежнему рассматривает их как Свой избранный народ, будучи полностью приверженным исполнению заветов, заключённых с отцами. Бог всё ещё являет посвящение и особенные отношения с народом Израиля, несмотря на то, что они неверны Ему. Эти отношения должны быть явлены и подтверждены через окончательное восстановление (см. Рим. 11:12; 11:15; 11:26).
Стих Рим. 11:28 даёт описание «всего Израиля», которое показывает неверующую природу народа Израиля. Он также указывает на то, что весь народ Израиля однажды будет восстановлен. Отказ народа Израиля принять Евангелие Мессии не помешал Богу выполнить конкретные обетования, которые Он дал отцам. Пользуясь словами Блеша, отвержение народа Израиля означает лишь то, что весь Израиль будет спасён [10].
Вывод
Анализ стиха Рим. 11:28 ясно показывает, что двойственный статус «всего Израиля» очень хорошо объясняется в рамках взгляда о том, что выражение «весь Израиль» — это этнический Израиль. Это связано с тем, что данный взгляд в достаточной мере предусматривает ситуацию, в которой можно сказать, что обе части Рим. 11:28 являются истиной в нынешнем состоянии в отношении «всего Израиля». В том же сценарии неверующий израильский народ рассматривается, с одной стороны, как враг Бога, а с другой, всё ещё очень любимым. В конце концов, Бог не оставил и не оставит свой избранный народ, Израиль.
[1] Mark S. Kinzer, «Postmissionary Messianic Judaism: Redefining Christian Engagement with the Jewish People» (Brazos Press, 2005) p.225-228
[2] Herman Ridderbos, «Paul: An Outline of His Theology» (Grand Rapids: Eerdmans, 1975) p.354-355
[3] Bruce K. Waltke, «Kingdom Promises as Spiritual»(Westchester, Ill.: Crossway, 1988) p.274
[4] Karl Barth, «The Epistle to the Romans» (Oxford University Press, 1968) p.418-419
[5] Например: Рим. 11:30; Гал. 1:2; Еф. 5:8; Кол. 1:21-22; 3:7-8; Флм. 10-11. В других примерах Павел использует другую комбинационную технику для противопоставления состояния до и после обращения к Богу. Например, в Рим. 7:5-6, он использует выражения «мы жили» и «но ныне». Он так же показывает временной контраст, используя выражения «но тогда» и «ныне же» в Гал. 4:8-9.
[6] Morris, «The Epistle to the Romans», p.423
[7] Walter Bauer, Frederick W. Danker, William F. Arndt, and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature», 3rd ed (Chicago: University of Chicago, 2000) p.53
[8] Douglas J. Moo, «The Epistle to the Romans (The New International Commentary on the New Testament)», (Eerdmans, 1996) p.732
[9] там же, p.729-730
Источник: https://ieshua.org/chto-znachit-ves-izrail-spasyotsya-rimlyanam-11-26.htm