Современная культура не забывает о Рождестве. Праздники нужны людям, чтобы вырваться из повседневности. Вот и рождение Иисуса Христа включено в серию зимних праздников, введено в символический контур семейного праздника, стало поводом для покупок подарков и поздравлений с праздником.
Что же, лучше так, чем совсем никак. Лучше зимние праздники, чем бесконечная атомная зима без шанса на радость и жизнь. Лучше хоть иногда садиться за один стол, чем постоянно держать социальную, а, по сути, асоциальную дистанцию. Лучше покупать подарки, чем патроны.
И когда вы снимете обувь и санитарные маски, сядете за стол и вручите друг другу подарки, я хотел бы рассказать вам одну историю.
Немного в стороне от побережья теплого Черного моря, с его пляжами, ночными клубами, шезлонгами и загорелыми телами, находились два здания. Одно здание было типичным «мертвым домом»: за серым бетонным забором, за выкрашенными холодной краской стенами, за тухлым запахом из хозблока жили никому не нужные люди. Тем, кто никогда не приближался к таким учреждениям, сложно описать атмосферу одиночества, безнадежности и тоски, которая пропитывает все — от казенных кроватей до пластмассовых цветов на столике в конце общего коридора. Дом населяли старики. Отработанный и отбракованный человеческий материал. Те, о ком говорят: «Государство о вас позаботится».
Нашлись люди, которые стали посещать обитателей этого дома. Они не были государством, они представляли сообщество, которое мы называем церковью. Каждую неделю привозили старикам вещи, продукты, подарки. Памперсы для взрослых, стиральные машины, книги и настольные игры. Привозили надежду на то, что где-то за стенами «мертвого дома» есть жизнь, которая не забыла об обитателях этого дома, есть люди, которые приносят немного тепла и надежды.
И был второй дом. «Дом опеки», в котором жили такие же брошенные, как и старики, дети. Мальчики и девочки, которых также «отбраковали» их родители и для которых новыми семьями стали верующие в Иисуса Христа люди, основатели «Дома опеки».
Когда весь мир оцепенел от пандемии, обитателям дома престарелых стало еще хуже, посещения их были сведены до минимума. Но люди церкви придумали нечто особенное: каждую неделю они стали проводить онлайн-встречи между детьми и пожилыми людьми. Дети знакомились с бабушками и дедушками, читали им стихи, рассказывали о себе, пели песни. В одном доме перед веб-камерой собирались брошенные мальчики и девочки, в другом у экрана тесно садились брошенные бабушки и дедушки, всматриваясь в изображение через толстые стекла очков. И эта связь стала крепнуть и обрастать уже не виртуальными действиями. Люди из обоих домов начали писать друг другу письма и передавать подарки, бабушки и дедушки начали молиться о мальчиках и девочках, а те в ответ стали передавать им свои фотографии и рисовать открытки.
В одном из писем, которое нам было разрешено процитировать, пожилой мужчина написал:
«Мы ощущали себя старыми, брошенными и никому не нужными людьми, которых судьба привела и бросила в доме для престарелых. И вот сам Бог посетил нас и начал менять нашу жизнь. Мы снова стали обретать надежду и нам захотелось жить. Бог прикоснулся к нам через других обиженных судьбой и оставленных: дети-сироты из «Дома опеки» служат нам, старикам из дома для престарелых. Два несчастья встретились и родилась Надежда!»
В «мертвом доме» была комната, заполненная гробами. Гробы были частью годового бюджета дома престарелых. И не было ни одного года, когда бы эта часть бюджета оставалась невыполненной.
Так вот, в конце того страшного года, года пандемии и локдауна, года верениц из машин скорой помощи перед ковидными отделениями больниц, руководитель дома престарелых привела людей из церкви и комнату с гробами: «Это был первый год, когда ни один из стоящих здесь гробов не понадобился». В конце того года, когда одинокие бабушки и дедушки встретились с одинокими мальчиками и девочками, смерть впервые за долгое время не собрала свой урожай.
Собираясь в конце этого года за праздничным столом, расскажите друзьям эту историю. Как связана она с праздником Рождества? О, поверьте, связана и гораздо больше, чем серия зимних праздников, походы в магазин за подарками, рождественские фильмы и мелодии. Эта настоящая история, как и настоящая история Рождества, предельно ясно говорит нам: Бог любит одиноких, оставленных, разочарованных. Бог любит и тех, кто имеет поддержку близких и друзей, но не имеет покоя и мира в самой глубине своей израненной души и тревожных мыслей.
Бог родился и стал человеком для того, чтобы прикоснуться к каждому из нас и напомнить нам — мы не одиноки. Евангелие от Иоанна утверждает: «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
В наш земной «мертвый дом» с его «эросом, расой, вирусом» две тысячи лет назад зашел добрый и щедрый Гость. Этот Гость стал частью прекрасной истории Рождества, изменил, по словам Пастернака, «все будущее галерей и музеев», всю мировую культуру. Но самое главное, этот Гость принес нам бесценный дар Своей любви и принятия. Дар спасения и жизни вечной.
Я приглашаю тех, кто собрался у праздничного стола, и особенно тех, кто встречает Рождество в одиночестве, убавить звук музыки и отложить смартфон. Закройте глаза и скажите несколько слов Тому, Чье рождение мы празднуем в эти дни. Он здесь. Он слышит вас. Он хочет встречи с вами. Пригласите Его на ваш праздник, в ваше одиночество, в вашу жизнь. Он придет, и изменится многое.
Источник: https://ieshua.org/dva-doma-istoriya-na-rozhdestvo.htm