Смотрите ли вы с благоговением на красивые деревья? Любите ли вы сочные брызги от зёрен граната? Горите ли вы желанием заботиться о Божьем мире?
Если это так, Ту би-Шват может стать вашим любимым еврейским праздником! Ту би-Шват считается второстепенным праздником и не так широко известен, как Ханука или Песах. Тем не менее, он весёлый и наполнен смыслом!
Название «Ту би-Шват» — это просто дата в еврейском календаре, в которую празднуется этот праздник — 15 день еврейского месяца Шват. Ту — это транслитерация еврейского числительного 15, а би (бэ) означает «в» на иврите. В Америке мы делаем то же самое, когда называем наш День Независимости по его дате — «4 июля».
Ту би-Шват в разные годы приходится на разные дни по григорианскому календарю. Советуем вам сверяться с нашим календарём.
По сути, Ту би-Шват — это новый год деревьев. Эта идея кажется странной. Однако в светском мире также есть разные «годы» для разных сфер жизни, например, академический или финансовый годы [1]. Ту би-Шват иногда называют Рош аШана лаиланот (Новый год деревьев) или еврейским Днём посадки деревьев. И всё же, что значит Новый год для растения? Хотя Ту би-Шват не упоминается в Писании, он имеет библейскую основу.
Библейское основание для Ту би-Шват
Левит 19:23-23 объясняет, почему существует новый год для деревьев:
«Когда придёте в землю, [которую Господь Бог даст вам,] и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их; а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних; в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш».
Ту би-Шват знаменует начало отсчёта сельскохозяйственных десятин. Как поясняется в приведённом выше отрывке, израильтянам нельзя было есть плоды деревьев во время первого урожая. Через три года они отделяли урожай в жертву Господу. Только на пятый год израильтяне могли есть фрукты. Когда наступал Ту би-Шват, деревья считались на один год старше.
Одним из символов Ту би-Шват является шиват ха-миним или семь видов. Это семь растительных продуктов, которые Писание перечисляет как те, которыми изобилует земля Израиля: «В землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мёд» (Второзаконие 8:8). Многие люди празднуют этот праздник, употребляя в пищу эти продукты и другие фрукты.
Традиции Ту би-Шват
Традиции Ту би-Шват отличаются в зависимости от региона и формы иудаизма. Сегодня обычной частью Ту би-Шват является экологическая активность, особенно в реформистском иудаизме. Евреи, участвующие в реформистском движении, не считают Библию Божьим Словом, а Израиль избранным народом. Они могут посещать синагогу и праздновать праздники, но больше из культурных соображений, чем религиозных. В политике они обычно либерально настроены.
Потому евреи-реформисты склонны менее сосредотачиваться на библейском основании Ту би-Шват, а больше на принципах заботы о земле. В Ту би-Шват они могут делать что-то для заботы о планете, например, посадить дерево или убрать мусор с пляжа.
Более религиозные евреи в этот праздник едят больше фруктов, особенно виноград, оливки, финики, инжир и гранаты. Они благодарят Бога, используя следующее благословение: «Благословен Ты, Господь Бог наш, сотворивший плод дерева» [2]. Некоторые из тех, кто более склонен к мистике, размышляют о том, что люди подобны деревьям. Можно, к примеру, сравнивать корни дерева с верой человека в Бога. И то, и другое является основополагающим и необходимым для жизни [3].
В 16-17 веках иудейские мистики создали седер (порядок) для Ту би-Шват. Понятие седер обычно относится к пасхальному ужину и литургии, которая рассказывает нам историю Исхода. Седеры на Ту би-Шват включают в себя употребление в пищу различных фруктов и празднование чуда естественного мира [4].
Как верующим в Мессию относиться к Ту би-Шват?
Вот несколько способов, как последователи Мессии могут рассматривать Ту би-Шват.
Хорошие и плохие плоды
Деревья, безусловно, являются важным образом в Писании, включая Новый Завет. Наш рабби Иисус, например, сравнивал людей с деревьями в том, что и те, и другие могут приносить плоды:
«Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» (Матфея 7:17-20).
Ту би-Шват может быть призывом к самоанализу. Какие плоды мы приносим? Наши плоды могут принимать форму слов или действий. Они являются внешними сигналами, открывающим состояние нашего сердца — будь оно хорошее или плохое. Например, постоянная трата денег на пустые вещи может быть признаком того, что человек борется со сребролюбием (Евреям 13:5).
Эта привычка также может иметь более глубокие корни, включая эгоизм (в данном случае деньги рассматриваются человеком в терминах личной выгоды) или неуверенность в себе (попытка доказать свою ценность через деньги). Если мы обнаруживаем плохие плоды, нам нужно исповедоваться и попросить Господа помочь нам. Мы можем быть уверены, что, если мы уповаем на Мессию, Он простит нам (Римлянам 8:34).
Господня земля
Ту би-Шват напоминает нам, что земля принадлежит Богу, а мы её управители. Царь Давид писал: «Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней» (Псалом 23:1). Этот факт должен побуждать нас мыслить в смирении. Божьи ресурсы в конечном счёте нам не принадлежат. Бог сотворил их для использования людьми, но не для эксплуатации. Писание даёт нам целостное видение, которое включает в себя всю планету (Исаия 11:6-9).
Всеобщий мир наступит только тогда, когда вернётся Иешуа, но мы всё равно должны делать всё возможное, чтобы поддерживать благополучие земли. Ту би-Шват, посвящённый деревьям, может стать поводом для работы в саду, уборки мусора или пожертвования на спасение исчезающих видов.
Поблагодарите Господа за Его обеспечение
Ту би-Шват — это возможность поблагодарить Бога за Его обеспечение. В повседневной спешке очень легко забыть о том, что наша жизнь зависит от Бога. Делая паузу, чтобы поблагодарить Господа за такие простые удовольствия, как сочный виноград или гранат, вы воспитываете в себе чувство благодарности. Павел писал, что «Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Колоссянам 1:17).
Если бы Он не поддерживал вселенную таким образом, мы не могли бы существовать: солнце не светило бы, растения не росли бы и не давали плоды, у нас не было бы еды. Эти естественные процессы происходят только потому, что Бог создал их и позволяет им продолжаться. Ту би-Шват приглашает нас смотреть за рамки трудностей, с которыми мы сталкиваемся, и вспоминать о том, как обильно Бог благословил нас. Наслаждение относительно небольшими благословениями вдохновляет нас благодарить Иешуа за многие дары, которые Он дал нам. Дыхание в наших лёгких, люди в нашей жизни и надежда в наших сердцах — всё это возможно благодаря Ему.
Празднование нового года деревьев — Ту би-Шват — может показаться не таким уже и значительным. Тем не менее, оно может быть вдохновляющим и полезным.
[1] Tracey R. Rich, “Judaism 101: Tu B’Shevat,” accessed January 8, 2022, https://www.jewfaq.org/holiday8.htm.
[2] Eliezer Wenger, “Tu BiShvat Customs,” Chabad.Org, accessed January 8, 2022, https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/260798/jewish/Tu-BiShvat-Customs.htm.
[3] Rabbi Menachem Mendel Schneerson and Yanki Tauber, “The Human Tree,” Chabad.Org, accessed January 8, 2022, https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/2775/jewish/The-Human-Tree.htm.
[4] “Have a Tu BiShvat Seder,” ReformJudaism.Org, accessed January 8, 2022, https://reformjudaism.org/jewish-holidays/tu-bishvat/have-tu-bishvat-seder.