Тема Израиля всегда была дискуссионной, но особенно в последние дни она вызывает множество споров. Корреспондент «Церкви завета» задали ряд непростых вопросов об этом государстве, еврейском народе, а также отношениях Церкви и Израиля епископу Виталию Максимюку.
Корр. – Виталий Владимирович, одни говорят, что Израиль был и остаётся избранным народом, другие отстаивают теорию замещения, утверждая, что он потерял своё предназначение и его место сегодня занимает Церковь. Как вы считаете, какое место сегодня занимает Израиль в Божьем плане?
В. М. – Шестая глава Послания к Евреям говорит: желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, обратите внимание на слово «непреложность», которое, на мой взгляд, означает, что ты не можешь ничего ни отнять, ни прибавить. Это нечто завершённое. Дальше говорится о том, что Он употребил в посредство клятву, чтобы показать людям, что это Его решение, которое будет неизменно. Непреложно. Он говорит о завете, избранности этого народа.
Признаём мы это или же верим в то, что они потеряли своё избрание, Бог продолжает иметь с ними дело. Какой бы ни была наша точка зрения, это никак не влияет на точку зрения Бога. Очевидно, что Он избрал евреев, обещал благословить их и благословляющих их, и Бог не передумал.
Корр. – Однако многие склонны утверждать, что в контексте Нового Завета всё изменилось, в том числе отношение Бога к Израилю.
В. М. – Если Бог поменял Свою точку зрения, мой вопрос: на чём тогда основана наша вера в то, что Он не поменяет Своё отношение к Новому Завету?
Всё Писание говорит нам о том, что Бог верен, даже когда мы оказываемся совершенно не способны выполнять свою часть завета. Он верен, даже если мы не верны.
Корр. – Вы хотите сказать, что Израиль по-прежнему играет одну из ключевых ролей в Божьем плане?
В. М. — Богу нужна была какая-то «площадка», на которую мог бы прийти Его Сын. Это земля, которую населяли 7 народностей. Господь изгнал их и привёл туда детей Авраама только потому, что тот поверил Богу. Творец испытывал его множество раз и пообещал благословить его и дать эту землю. Это обетование, данное Аврааму, ещё остаётся в силе. Вы не найдете места в Библии, где Бог сказал бы, что Он передумал.
Иисус пришёл как сын Давида. Он называет Авраама Своим отцом, чтобы обещанное Аврааму раскрылось в Нём. Он не перечеркнул это, но раскрыл, исполнил закон. Поэтому на сегодняшний день мы можем смело говорить о том, что Богу нужна была не только большая площадка – Израиль, но и маленькая сцена – Иерусалим.
Именно здесь происходили события, где был испытан Авраам. Это гора Мориа, где он должен был принести Исаака, где был распят Иисус, куда сошёл Святой Дух в этой маленькой горнице на горе Сион. Это небольшая гора рядом с горой Мориа – всего 5-10 минут пешком. Елеонская гора, куда Иисус вернётся. Всё в одном географическом месте.
«Ни в одной нации мира нет такого числа противоречий – как люди, они жестоковыйные. Библия описывает их как людей с необрезанными ушами и сердцами. Они всегда противились Духу Святому, убивали пророков. Бог не выбирал лучших».
Корр. – Почему Бог избрал именно Израиль? Его что-то выгодно выделяет среди прочих народов?
В. М. — Ни в одной нации мира нет такого числа противоречий – как люди, они жестоковыйные. Библия описывает их как людей с необрезанными ушами и сердцами. Они всегда противились Духу Святому, убивали пророков. Бог не выбирал лучших.
Он, возможно, выбрал самых сложных в человеческом контексте, если говорить о народностях, населяющих мир, чтобы показать на них Свою славу.
Это очень маленькая нация. Евреев насчитывается всего 0,2% от населения Земли. И при этом 22% нобелевских лауреатов – представители этого народа. Это умы, это люди, которые имеют влияние на человечество. Я уверен, что это невозможно без Божьего благоволения.
Корр. – Между тем, в российских церквях вопрос Израиля нередко принимает крайние формы. Существуют церкви, где эта тема возносится очень высоко, – давайте благословлять Израиль, давайте поедем в святые места, давайте будем жертвовать и прочее. Другие церкви демонстрируют безразличие к этому вопросу, а иногда и достаточно холодное отношение.
Какова ваша позиция как епископа? Вы занимаете некий нейтралитет или склоняетесь к какой-то точке зрения?
В. М. – Безусловно, перекосов хватает – не только в Российской Церкви, но и по всему лицу земли.
Люди почему-то, когда видят в Писании, что у Бога особые отношения с этой нацией, стараются стать евреями, как-то приобщиться к ним. И многие христиане говорят, что мы такие же евреи во Христе Иисусе. Я хочу сказать, что если я родился евреем, то родился, я не выбирал, это данность.
Кем бы ты ни родился, оставайся тем, кто ты есть. Потому что Бог любит все народы, Он нелицеприятен. Апостол Пётр сказал, что во всяком народе боящийся Его приятен Ему. Церковь Божья – это особый народ, состоящий из многих национальностей со всего мира. Но вместе они составляют единый Божий народ, куда входят и евреи и неевреи. Поэтому, когда мы становимся христианами, нет никакой разницы, какой мы национальности.
Иисус сказал, что у Него есть овцы не из сего стада, которых надлежит Ему привести и, обратите внимание, будет одно стадо и один Пастырь.
Кем бы человек ни родился, во Христе Иисусе он становится новым творением. А во Христе нет уже ни иудея, ни неиудея, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины, но всё во всем Христос. И в этом смысле невозможно не согласиться с апостолом Павлом.
Корр. – Последние события на земле согласно Писанию будут разворачиваться вокруг Израиля. Как минимум территориально. Какой же должны быть позиция Церкви в этих событиях?
В. М. – Писание говорит о том, что в последние времена гонения и благословения будут идти и параллельно, и вместе, и сменяя друг друга. Будет необыкновенное излияние Святого Духа. Всё то, что описано в Откровении, будет происходить в последние времена, и спасётся огромное число людей.
Израилю в те дни будет угрожать тотальное уничтожение, потому что, как написано, против него восстанут все народы и объявят ему войну. Библия описывает эту схватку со всеми нациями мира как Армагеддон.
И написано, что они реально воззрят Господа, Того, Которого пронзили. Он придёт и встанет на Елеонскую гору, чтобы спасти Свой народ. Они будут горько плакать и рыдать о Нём, но ещё до этих событий один из вопросов, который будет подниматься среди народов, – как ты относишься к евреям?
Позиция Церкви должна быть такой же, как позиция Бога, потому что Церковь должна быть едина с Духом Святым. А позиция Божья в Библии определена достаточно ясно – мы должны стоять за Израиль и открыто говорить о нашей позиции. Это не значит, что мы поддерживаем все решения, принимаемые в Израиле. Но Бог не отказался от них и не отверг их. У нас один Бог, одна вечность и один Мессия, которого евреи пока не узнали. Церковь должна стать настоящим другом для Израиля в грядущих гонениях и страданиях.
«Моя бабушка, которая воспитывала меня, прошла через Аушвиц. Когда я уже был пастором, епископом и приезжал к ней, она очень скупо рассказывала мне о том, через что ей пришлось пройти в лагере смерти».
Корр. – Но многие могут возразить: епископ Виталий Максимюк имеет еврейские корни, он еврей, поэтому и распространяет идеи о том, что нужно поддерживать Израиль. Что бы вы могли ответить на это?
В. М. – Я христианин. Родился, вырос и был воспитан в церкви. Мои родители были христианами и скрывали свои еврейские корни. Скрывали настолько, что до армии они ни разу не поговорили со мной и не признались, что мы евреи. Хотя в школе меня обзывали жидом. И я был уверен, что у меня что-то есть в крови от этого народа. Только когда мне исполнилось 20 лет, я узнал подлинную историю нашей семьи. Моя бабушка, которая воспитывала меня, прошла через Аушвиц.
Когда я уже был пастором, епископом и приезжал к ней, она очень скупо рассказывала мне о том, через что ей пришлось пройти в лагере смерти.
Я говорю с позиции моей христианской веры, у меня церковное богословское образование. Поэтому я не преследую какого-то еврейского интереса. Но хочу показать людям, что мы живём в последнее время. Я верю, что мы в самом начале этого сезона перед пришествием нашего Господа. Возможно, в наши дни или в дни наших детей книга Откровения будет исполняться, и там поднимется вопрос о еврействе, хотим мы этого или нет.
Корр. – Интересные политические события происходят сейчас вокруг Израиля и Иерусалима. США, а за ними еще несколько государств переносят свои посольства из Тель-Авива в Иерусалим. И всё это в юбилей – 70 лет со дня основания Израиля. Что это? Совпадение или признак Божьего вмешательства?
В. М. – Конечно, имеет большое значение, что это происходит именно на 70-ю годовщину восстановления государства Израиль. Цифры играют свою особую роль в Писании.
Имеет большое значение восстановление неделимого Иерусалима. Хотя вокруг этого идут большие споры, потому что палестинцы и арабский мир не признают это решение президента Трампа.
Но Писание никогда не обещало, что будет легко. Везде, где действовал Бог, поднималась оппозиция. Чем сильнее оппозиция, тем очевиднее, что там действует Бог.
«У них в уставе написано, что их цель – полное уничтожение государства Израиль. Как жить на этой маленькой территории, когда всего в нескольких километрах от твоего дома живут люди, главная цель которых тебя уничтожить?»
Корр. – Возможно ли, по вашему мнению, разрешение конфликта вокруг Иерусалима?
В. М. – Сразу три религии считают Иерусалим своим святым городом. Однако изначально Иерусалим – это город Давидов. Давид победил Иевусеев и назвал этот город Иерусалимом.
Когда заходит речь о том, на каком основании евреи оккупировали, аннексировали эту землю, то хочется обратить внимание на Библию. Писание повествует, как Давид купил эту землю у некоего Орны. Он приобрел огромный кусок земли – то место, где сейчас находится Иерусалим. Евреи – дети Давида, поэтому это принадлежит им по наследству.
Но когда 14 мая 1948 года была принята резолюция ООН, закрепляющая за евреями эту землю, на следующий же день началась война. Потому что там, где действует Бог, сразу возникает оппозиция.
Всего в 11 километрах от резиденции премьер-министра Израиля находится Рамала – резиденция Махмуда Аббаса. Это Палестина. У них в уставе написано, что их цель – полное уничтожение государства Израиль. Как жить на этой маленькой территории, когда всего в нескольких километрах от твоего дома живут люди, ненавидящие тебя, главная цель которых – тебя уничтожить? Кто может разрешить такой конфликт?
Корр. – Что, по-вашему мнению, стоит предпринимать нам, современным христианам, относительно всей этой непростой истории с Израилем?
В. М. – Я бы выделил три важных момента.
Первый из них – проверьте своё сердце на предмет антисемитизма. Очень много антисемитизма в церквях, и в российских церквях тоже.
Во многих советских семьях родители не любили евреев. И вкладывали это в своих детей. Если мы обнаруживаем эту неприязнь или недоброжелательность, нам следует покаяться. Иначе у нас конфликт с Тем, Кто назвал евреев Своим избранным народом.
Второе – я молился бы о спасении евреев. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит о том, что он молится о спасении евреев, что Бог откроется им и они увидят Мессию.
И третье – обязательно будут моменты на бытовом уровне, на уровне даже встреч с какими-то людьми, бесед, когда вопрос, как ты относишься к евреям, будет ставиться ребром.
Если сегодня этот вопрос спит и никто его не поднимает, то это не означает, что так будет и в будущем. Однажды мы встанем пред этим вопросом, и каждому из нас нужно будет дать ответ. Примите решение уже сейчас, что вы будете стоять за Израиль в этих будущих гонениях и волне антисемитизма.
Корр. – В евангельских церквях существует противостояние против евреев? Известно, что Мартин Лютер, которого считают почти «иконой» протестантизма, писал труды против евреев, которые в последствии были использованы нацистами. А что с евангельскими церквями?
В. М. – Мы не встречаем открытого противостояния. Благодаря тому, что за последние 25 лет, с тех пор, как распался Советский Союз, Дух Божий присылал многих Своих сыновей и дочерей, которые открывали глаза, говорили об отношении Бога к этому народу и отношении Церкви. Но частные случаи имеют место.
Израиль можно назвать часами мировой истории, а Иерусалим её центром. Это маленькая территория, избранная Богом, поэтому так сильна оппозиция. Иерусалим принадлежит всему миру. Это в действительности город Мессии, особенный город.
И в будущие годы на этой территории будут происходить очень значимые исторические события, которые уже сейчас вплотную подводят нас к пришествию Иисуса Христа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Виталий Максимюк: 3 послания молитвенникам XXI века
Епископ Виталий Максимюк о том, как не пропустить Божье движение
Виталий Максимюк: «Мы стоим на пороге крупнейшего молитвенного движения в стране»