«Господь, сделай меня святым, насколько это возможно для прощенного грешника» — эта молитва, часто слетавшая с уст Роберта Мюррей МакЧейна, задевает струны души каждого верующего. Когда Дух Святой делает нас Своим домом, святость перестаёт быть скучной обязанностью, которой её прежде представляли. Вдруг святость обретает в нашем сердце оттенок небес, и каждое земное хотение склоняет колени перед жгучим желанием: «Господь, сделай меня святым».
Смотря в начавшийся новый год, как мы ожидаем от Святого Духа исполнения нашего стремления? Не удивительно, что ответ может быть только один. Но о нем забывают и его игнорируют. Чтобы сделать нас святыми, Дух ведёт нас на путь Писания, молитвы и других средств благодати. На этом пути Он изменяет наше состояние, чтобы оно соответствовало двум фундаментальным истинам:
Святость невозможно обрести вне средств благодати Духа. А посему нам должно быть усердными в их применении.
Святость невозможно найти в самих средствах благодати. Поэтому нам нужно отчаянно желать, чтобы Дух действовал через них.
Усердие и жгучее желание: посредством этих двух состояний выражается почтение методам благодати Духа. И, согласно Его плану, это наша единственная надежда на истинную святость.
Господь, сделай нас усердными
Некоторые из нас колеблются связывать освящающую работу Духа с таким словом, как усердие. Мы привыкли думать о служении Духа в рамках спонтанности и гибкости, но никак не в рамках дисциплины и усердия. Но если мы не будем читать Библию внимательно, молиться посвященно, собираться для прославления регулярно, святость, которая исходит от Духа, не будет нашей. Другими словами: нет усердия — нет святости.
Библейское описание возрастающего христианина наполнено активностью и стремлением. Такой христианин не читает Библию только тогда, когда добирается до нее; напротив, он стремится размышлять «день и ночь» (Пс. 1:2), думает над Словом (2 Тим. 2:7), наклоняется к размышлению (Притчи 2:2), он сокрыл в сердце своём Слово (Пс. 118:11). Он не молится вкратце по пути на работу; нет, он непрестанно пребывает в молитве (Кол. 4:2), бодрствуя в молитвах (1 Петра 4:7), радея за себя и других (Кол. 4:12). И он не встречается с братьями и сестрами из церкви лишь тогда, когда ему позволяет его расписание; он наставляет других (и сам получает наставление) «каждый день» (Евреям 3:13), «не оставляет собрания братьев и сестёр» (Евреям 10:25).
Подобно тому, как никакая ветка не плывет против течения, так и христианин не дрейфует случайно в сторону святости. Плоть слишком слаба, дьявол слишком лжив, мир слишком соблазнителен. Что же касается святости, Дух дает нам то же повеление, что и две тысячи лет назад: старайтесь (Евреям 12:14).
Святые привычки
Временами, однако, наши старания в отношении святости совсем не похожи на старания. Мы чувствуем, как Дух несёт нас, наполненных силой, ненавидящей грех. Он отсылает нас, исполненных радости, к средствам благодати. Это бесценные переживания. Однако они могут увести нас в сторону, если мы начнём ожидать, что хождение по пути святости похоже на полёт на орлиных крыльях.
Реальность такова, что наше возрастание в святости связано с болезненными усилиями, — хотя и не лишенными радости, — укрепленными несгибаемой верой в непреложные обетования Бога. Джеймс И. Пакер показывает реальную картину, которую нам всем надо увидеть: «Святость учит нас, что игнорирование постоянства дисциплины в формировании привычек святости — слабость. Формирование привычек — обычный способ Духа вести нас к святости» (В ногу с Духом, 90)
В настоящий момент, конечно, формирование привычки не ощущается как духовный процесс, — во всяком случае, если под духовностью мы имеем в виду приподнятое экстатическое состояние. Оно будет ощущаться как обычная тяжёлая работа. Но порой идти в ногу с Духом так же легко, как сделать следующий шаг веры: откинуть одеяло и встать. Боритесь с желанием провести время за телефоном или просидеть за электронной почтой. Прорывайтесь сквозь отвлечения от молитвы. Чего бы это ни стоило, держите на виду награду и формируйте привычки, которые позволяют вам быть там, где дышит Дух.
Молясь о святости и глядя в наступивший новый год, мы можем также просить: «Господь, сделай нас усердными».
Господь, сделай нас отчаянно желающими
Горе нам, если усердие — единственный ключ к нашему поиску святости. Фарисей из притчи Иисуса мог настаивать на своём усердии настойчивее, чем многие из нас. Фарисей, встав, молился о себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов. Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода» (Луки 18:11-12). Все средства благодати в наличии. Он знает Писание. Он молится. Он посещает храм. И он потерян.
Усердие, не сдобренное смиренным отчаянием, становится наиболее горьким корнем. Как заметил Джон Мюррей: «Если мы не ощущаем остро собственную беспомощность, тогда мы можем использовать наше освящение как средство самоправедности и гордыни» (Искупление исполненное и примененное, 156). Если мы посвящаем себя средствам благодати в обход зависимости от Бога благодати, тогда эти средства будут служить лишь нашей самоправедности.
В стремлении к святости, как и в любой другой области жизни, пребывает первая заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Блаженны те, кто знают, что сами ничего увидеть не могут (1 Кор. 2:14). Блаженны те, кто может сказать вслед апостола: «мы не знаем, как должно молиться» (Рим. 8:26). Блаженны те, кто, как и сборщик податей, знает, что милость Божья их единственная надежда (Луки 18:13).
Усердие может поместить наши лица у открытого Писания, но ему не под силу явить нам чудеса Писания (Псалом 118:18). Только Дух способен на это — и Он любит это делать для отчаянно жаждущих.
«Оживи меня!»
Автор Псалма 118 даёт представление о том, что есть отчаянное усердие на практике. На протяжении всего псалма ноты усердия и отчаяния сливаются в гармоничную мелодию, которая может прийти только от Святого Духа.
Назвать псалмопевца усердным мы можем, потому что он:
«Всем сердцем моим ищу Тебя» (Пс. 118:10)
«Буду хранить закон Твой всегда и во веки веков» (44 ст.)
«Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои» (60 ст.)
«Размышляю об откровения Твоих» (99 ст.)
«Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» (164 ст.)
Вот это усердие! Это усердие человека, который в глубине души знает, что безнадёжен без Бога. Услышьте его отчаяние:
«Душа моя повержена в прах, оживи меня по Слову Твоему» (25 ст.)
«Удали от меня путь лжи и закон Твой даруй мне» (29 ст.)
«Преклони сердце моё к откровениями Твоим, а не к корысти» (36 ст.)
«Да будет сердце моё непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился» (80 ст.)
«Я раб Твой, вразуми меня и познаю откровения Твои» (125 ст.)
Автор знал то, о чем мы зачастую забываем: святость требует тяжелого труда, но она не результат одного лишь труда. От начала и до конца, святость — дар благодати. И мы молимся не просто: «Господь, сделай нас усердными», но: «Господь, сделай нас отчаянно жаждущими».
Господь, яви нам Христа
Через усердие и отчаянное желание Господь ведёт нас к святости. Но если мы в этом году собираемся воплотить эти две добродетели в жизни, нам необходимо полностью понимать что такое святость. Мы слишком легко приписываем святости набор абстрактных моральных добродетелей — терпение, любовь, мир, щедрость, дерзновение — а не то, чем святость является на самом деле: Христоподобие. Быть святым — значит быть рядом со Христом и похожим на Христа; стремиться к святости — значит стремиться к Нему.
Если мы представляем святость как нравственную добродетель, наше усердие и желание со временем иссякнет. Но если Христос находится в центре нашего стремления, у нас есть цель, славная настолько, что она даст нам собрать всю необходимую силу, желания и внимание в течении всего года.
Просыпайтесь раньше ради Христа, читайте, размышляйте и запоминайте Писание ради Христа, молитесь и поститесь ради Христа, собирайтесь вместе и поклоняйтесь ради Христа. Не ради того, чтобы быть принятым Им ещё больше, — вы уже приняты Им, — а ради наслаждения Им ещё больше, чем сейчас. Всё прочее, что мы приобретём в этом году, не может сравниться с познанием Его, любовью к Нему и доверием Ему ещё больше, чем сейчас. Сэмюэл Рутерфорд написал однажды: «Если бы вы увидели красоту Христа и вкусили сладость Его любви, вы бы преодолели огонь и воду ради того, чтобы быть с Ним» (Письма Сэмюэла Рутерфорда, 111)
В конечном счёте, это страстное желание Святого Духа и финальная цель всех средств благодати: прославить Христа в наших глазах, чтобы мы стали подобны Ему (Ин. 16:14; 2 Кор. 3:18). Итак, если мы желаем, чтобы Бог сделал нас святыми настолько, насколько может быть свят прощенный грешник, мы будем просить больше усердия и отчаянного желания. И под этим всем мы подразумеваем: «Боже, яви нам Христа».