Песах — это искупление Израиля из рабства, и с Богом всё начинается с искупления. Что отличает жизнь в духовной свободе от жизни в духовном рабстве? Наше отождествление себя с Агнцем. Кто этот Агнец? Пасхальный Агнец — это Иешуа, потому что Он удовлетворяет предписанному Богом «образу» Мессии. Фактически весь Новый Завет основан на этом искуплении (Ин. 1:29; 1 Кор. 5:7). Потому возникает вопрос: «Является ли Иешуа вашим Пасхальным Агнцем?»
Приоритетное отождествление с Агнцем
В Исх. 12:1-2 сказано: «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года». Хотя гражданский еврейский календарь начинается в сентябре, библейский год начинался в месяце Нисан (или в марте-апреле).
Почему Бог пожелал, чтобы год начинался именно в это время? Это должно было подчеркнуть Божьи приоритеты, а Бог начинает Свои дела с искупления.
Как Песах знаменует начало их искупления, так и вера в Мессию знаменует собой начало искупления тех, кто поверил, потому что «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5:17).
И так же, как ежегодная религиозная жизнь еврейского народа должна была основываться на этом празднике и вращаться вокруг него, так и наше искупление в «Мессии, Пасхе нашей» является надёжным основанием того, на чём всё остальное будет развиваться должным образом.
Личное отождествление с Мессией
В Исх. 12:3 говорится о том, что агнец для жертвоприношения должен был быть выбран «в десятый день сего месяца», и его нужно было держать «до четырнадцатого дня сего месяца» (Исх. 12:6). Почему? В течение этого времени ягнёнка необходимо было осмотреть, чтобы удостовериться, что он «без порока» (Исх. 12:5).
Для искупления агнец должен был быть безупречным. Хотя израильтяне стремились убежать из рабства, лучше было найти время, чтобы получить идеальное искупление, чем просто бежать от своих обстоятельств.
Иешуа вошёл в Иерусалим в то самое время, — в десятый день месяца, — когда выбирали пасхальных агнцев. В течение этой недели Иешуа тоже подвергся проверке. Ему задавали вопросы, Его пытали, Его подвергали пыткам, пока 14-го числа месяца Нисан глава правительства не провозгласил: «Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём!» (Лк. 23:22).
Таким образом Иешуа был объявлен пригодным быть нашим Пасхальным Агнцем, умереть за наше искупление от уз духовного рабства.
В 12-й главе книги Исход есть определённая прогрессия в отношении агнца: евреи должны были выбрать какого-то (в иврите с неопределённым артиклем — прим. пер.) агнца из стада (Исх. 12:3); когда он был выбран, о нём говорится, как об этом (с определённым артиклем в иврите — прим. пер.) агнце (Исх. 12:4); его проверяли несколько дней и после этого он называется вашим агнцем (Исх. 12:5); только тогда его заколали (Исх. 12:6).
Когда вы впервые осознаёте свою нужду во спасении, вы можете рассматривать Иешуа как какого-то агнца; подойдёт любой Спаситель, как любое убежище во время бури. Но выбирая Его, человек понимает, что Он действительно тот самый Агнец, Спаситель, воистину Господь!
Наконец, именно через личную зависимость от Него — сделав Его своим Агнцем, признав, что Его смерть была за ваши грехи — только так вы получаете спасение.
Публичное отождествление с Агнцем
Из Исх. 12:7 мы видим, что смерть агнца не была последней частью их искупления. Те, кто поверил в агнца, должны были помазать внешние косяки своих дверей кровью. Ой! Зачем кровь на двери?
В Исх. 12:12-13 мы видим причину:
«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую».
Именно окропление кровью отмечало дом для избавления от суда.
Но зачем евреям нужно было это делать? Бог собирался искупить не просто людей плоти, но людей веры. Задумайтесь об этом: в чём была существенная разница между евреями и египтянами?
Другими словами, какова разница между верующим в Иешуа и неверующим в Иешуа? Разница — это кровь Агнца! Только те, кто ответил с верой и «применил» кровь агнца, были искуплены из рабства.
Те, кто верит в Его искупление, должны также исповедовать Его искупление. Потому что Иешуа сказал в Мф. 10:32-33:
«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».
Исповедовали ли вы Иешуа и испытали ли вы свободу без страха, которую Он даёт? Кого Сын освободил, тот свободен!
Незамедлительное отождествление с Агнцем
В Исх. 12:10-11 содержится призыв к народу незамедлительно ответить на возможность искупления. Трижды Писание призывает нас ничего не оставлять до утра: манну (хлебом с Небес) в пустыне в Исх. 16:19, жертву благодарения в Лев. 7:15 и Агнца, в данном случае. Отождествление себя с Агнцем подразумевает незамедлительный ответ.
Искупление — для сегодняшнего дня, до тех пор, пока можно говорить «сегодня». Мы должны «искать Господа, когда можно найти Его», и если вы ещё не сделали этого, «призовите Его, пока Он близко» (Ис. 55:6).