Когда в церкви заходит речь о финансах, обычно звучат такие слова, как «мудрый распорядитель», и призывы закрыть кредиты и начать больше жертвовать. Само по себе это не плохо, но мне кажется, в Библии есть один важный отрывок на эту тему, который мы стараемся поскорее пролистать. Это из шестой главы Евангелия от Матфея:
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы».
Иисус произносит эти слова, как прямое руководство к действию: не заботьтесь ни о чём, потому что Бог уже приготовил всё для нас необходимое.
Здесь очень удобно остановиться и дальше ни о чем не думать. Вместо того, чтобы позволить этим стихам формировать наше отношение к потреблению, мы считаем их позволением себе жить, как раньше. Священное Писание для нас становится плоским руководством к эксплуатации, стихами на музыку Боба Марли.
Когда Иисус заповедует нам не заботиться о том, что пить или есть, или что надеть, или даже как жить, Он обращается к людям, которым действительно приходилось физически заботиться о том, чтобы у них было, что поесть или что надеть. Мне кажется, нам, жителям 21-го века, стоит переключиться с мысли о том, что Бог нам все даст, на вопрос о том, что на самом деле означает Божья забота.
В каком смысле Бог о нас заботится? Возможно, для того, чтобы это понять в полной мере, стоит перейти с покупок в торговых центрах (где гости столицы за низкие зарплаты продают одежду, сшитую их согражданами в нечеловеческих условиях) на покупки на Авито. Ведь одежда из секонд-хенда – это тоже одежда и тоже посланная нам Богом. Возможно, чтобы научиться благодарить, нам стоит отказаться от покупки очередного айфона и вынуть из шкафа устаревшую, но еще рабочую модель. И это тоже будет Божьей заботой о нас. И машину можно купить 2007 года производства за полторы тысячи долларов вместо машины 2017 года за пятнадцать тысяч. И она тоже будет посланной Богом. Кому-то будет полезно отказаться от пятикомнатной квартиры в центре Москвы и переехать в двушку за городом. И в этом тоже будет Бог. Он везде – даже в столовой для бездомных.
Все эти духовные упражнения стоит проделать, даже если потребность в них не является острой необходимостью, как если, например, вы потеряли все сбережения и вам срочно необходимо сократить расходы. Сокращение расходов позволяет больше жертвовать на служение Богу. А жертвовать христиане должны, и даже в ущерб себе, потому что только такая жертвенность ценится в глазах Бога.
Щедрость взамен жадности
Когда мы обращаемся со своими финансами так, как заповедал Иисус, мы становимся свидетелями не только Его заботы, но и Его щедрости. Причина, по которой Иисус предлагает пойти против общепринятых культурных норм и раздать все имение нищим – не религиозный аскетизм, когда мы раздаем все, надеясь взамен получить Божье расположение или отречься от всего мирского. Нет, Он предлагает нам освободиться от того, что мешает нам жить не только ради себя, но и ради других. Мартин Лютер называет грех душой, обернутой вокруг себя. А мне кажется, что трата Божьих финансов похожа на кошелек, который завернут вокруг себя.
Иисус призывает нас привести нашу проповедь и нашу банковскую выписку к единому знаменателю. Зачастую наши траты говорят громче, чем наши слова, ведь мы тратим на то, о чем думаем.
А еще важно понимать, что фраза «Бог позаботится» может означать, что Он позаботится через нас. Владея теми ресурсами, что у нас есть, мы можем позаботиться о себе. А можем одеться подешевле и позаботиться о ближнем. Можем сами пообедать с бездомными и раздать забюджетированное другим. Или, если в квартире есть свободная от кровати комната, взять в дом нуждающегося.
Для себя я решил и убедился, что лучше всего видна Божья забота обо мне и о других тогда, когда я меньше обрастаю богатством.
Минимализм взамен расточительности
Минимализм – это новый модный тренд. Сейчас многие дают себе обещание сократить объем владений, чтобы жить просто и свободно. Самые узнаваемые иконы минимализма – Джош Милбурн и Райан Никодимус, снявшие фильм «Минималисты». В этом фильме, а также книге и подкастах, они объявили войну американскому потребительству и материалистской жадности и, как ни странно, победили.
Когда я впервые посмотрел этот фильм, я неожиданно для себя понял, что большинство адептов минимализма – не бедная часть общества, едва сводящая концы с концами, но состоятельные, порой непомерно богатые люди. Я думал, что «Минимализм» о том, как научиться жить в радости тем, кто ограничен в средствах, но большинство героев фильма были подобны Джошу и Райану, которые пишут: «Почти десять лет назад, когда мы переходили «черту тридцатника», у нас было все, что должно было делать нас счастливыми – космические зарплаты, люксовые машины, особняки, и вся эти вещи, которыми ты заполняешь эти особняки…» И несмотря на все это, они чувствовали неудовлетворение.
Неудовлетворение от достижения «американской мечты» сквозило во всех интервью фильма. И оно поразило меня в фильме больше всего. Авторы фильма продолжали свою мысль: «У нас было всё, и нас оно не радовало. В нас словно была дыра и зарплаты от работы по восемьдесят часов в неделю не хватало на то, чтобы заполнить эту дыру. Мы погружались в ненужные долги, стресс, беспокойство, страх, одиночество, чувство вины, депрессию».
Революционная идея минимализма – это альтернативный взгляд на вещи. Вот как этот взгляд описывают минималисты:
«На первый взгляд может казаться, что идея минимализма заключается в отказе от всего материального. Но это не так. Да, отказаться от лишних вещей – это часть задумки, но только лишь часть. Если мы работаем только над вещественной стороной идеи, мы упускаем главное.
Минималисты не работают над тем, чтобы беречь себя от вещей. Мы концентрируемся на том, чтобы освободить место для чего-то большего: для свободного времени, для творчества, страсти, переживаний, пожертвований, удовлетворения, свободы. Разгребая завалы ненужных вещей, мы освобождаем место для все всего остального.
Минимализм помогает нам отказаться от одного рода вещей ради другого рода вещей, и этот другой род – вовсе не вещественен».
Как так получилось, что люди, которые даже не считают себя церковными, открыли для себя такую важную истину, в то время как так много евангельских христиан всё ещё играют по устаревшим правилам потребительства? Как так получается, что люди «мира сего» понимают учение Иисуса о богатстве лучше, чем христиане, которые всё ещё верят, что Божьи благословения измеряются деньгами? Может, пора перестать считать, что только христианам понятен Божий алгоритм работы вселенной?
Христианский минимализм в сравнении со светским
Между ними всё же есть большая разница: кроме всего прочего, что дает светский минимализм, христианский также свидетельствует о Царствии Божьем и меняет человека духовно. Каким образом отказ от чего-нибудь приводит нас к духовному росту? Всё просто: как сказал Иисус, «где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф. 6:22). Рискну пойти дальше и скажу, что такая духовная практика влияет на нас даже больше, чем просто чтение Библии и молитва, потому что она и есть – жизнь по Библии.
Светский минимализм призывает пересмотреть свои приоритеты относительно вещизма и стресса, освободить в своей жизни место для большего. Христианский минимализм включает это всё в себя, но центрирует эти практики не вокруг себя, а вокруг Христа, Его Царства и Его Тела. Христианский минимализм призывает отдавать и брать на себя крест, «потому что, желая сберечь жизнь, её потеряете» (Мф. 16:25).
Христианский минимализм – это не аскетизм, при котором мы отрекаемся от всего ради самой идеи отречения и попыток угодить Богу. Скорее, он похож на идею нового монашества, которую описал Шейн Клейборн в своей книге «Неотразимая революция» про его видение общества, которое он называет «обычный путь». Эта книга оказала на меня огромное влияние, когда я прочитал её в шестнадцатилетнем возрасте.
Шейн осознанно поселился в бедной части Филадельфии, жители которой шьют себе одежду, выращивают свои продукты и делятся доходами, стараясь сделать так, чтобы никто среди них не нуждался. Каждый из них что-то делает для других и делает всё, чтобы нести в себе мир и делиться им с окружающими, которым это так необходимо.
И хотя вышеописанная форма минимализма по Клейборну прекрасна и вдохновляет, она достаточно экстремальна. Ведь легко обозвать человека в одежде большого размера, сшитой кое-как, в платке поверх дредов на голове, экстремистом. И сам Клейборн тоже называет себя экстремистом, цитируя знаменитое выражение Мартина Лютера Кинга «экстремисты ради любви и справедливости». И есть некоторая ирония в том, что его радикальный межкультурный образ жизни принес ему мировую известность и признание в области литературы, отметая всё дальше и дальше сам образ жизни, как нереалистичный или безответственный.
Что я имею в виду, называя его безответственным? Какие культурные ценности и принципы, которые мы приняли, как свои, позволяют нам осуждать образ жизни, выбранным для себя Клейборном и другими, подобными ему монахами старого и нового типа? Истина в том, что эта форма христианского минимализма иллюстрирует Евангелие и образ жизни первых христиан из книги Деяний лучше, чем «евангелие процветания, сохранения и самодостаточности», которое мы принимаем на веру без особых раздумий. И то, что делает в наших глазах Клейборна безответственным – это скорее состояние наших сердец, а не мнение о нём Евангелия Иисуса Христа
Источник: https://ieshua.org/iz-bezdumnogo-ot-hristian-bog-poshlet.htm