Трудно понять, с чего начать объяснение того, насколько возмутительным было для всех это излияние чувств самой Марии и излияние мира из её алебастрового (алавастравого в синод. пер.) сосуда.
Во-первых, она была «нечистой» женщиной, которая коснулась того, кто считался святым пророком, в довольно интимной манере (Лк. 7:39). Какой пророк вообще мог не увидеть ничего плохого в таких простых вещах? Каждый дурак понимает, что здесь они пересекли черту.
Но своё неодобрение выражали не только религиозные лидеры — ученики также были озадачены, но по другим причинам.
Это было похоже на то, как будто бы на ноги Иешуа, а оттуда на пол… и просто в стоки вылили «Chanel No5»! Иисус вообще имел понятие о том, сколько денег это стоило? Скольким людям это могло бы помочь? Религиозная элита, возможно, была в ужасе от скандальной близости грешной женщины, но ученики были сосредоточены на очевидном транжирстве, когда вокруг так много бедности (Мф. 26:8-9; Мк. 14:4-5).
Они думали о том, что эта женщина, потратив впустую стоящее целое состояние благовоние, совершила серьёзную ошибку — и что Иисус допустил это и не остановил её. Они протестовали (по крайней мере внутренне) и считали, что лучше бы это отдать нуждающимся, чем использовать для мытья ног. Для Иуды это было уж слишком, и после этого он ушёл, чтобы заключить свою нечестивую сделку, согласившись предать Иисуса за 30 серебряных монет.
Очень важно пересматривать эту историю в наши дни, потому что мы можем случайно совершать ту же самую ошибку, что и ученики.
Приведение в порядок наших приоритетов
Не перенаправлена ли наша страсть больше на потребности Царства, чем самого Царя?
Давайте на минуту займём позицию учеников и подумаем о видимой ошибке Марии.
«Вот в чём было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». (Иез. 16:49)
Плач бедных, нуждающихся, угнетённых, сирот и вдов всегда занимал высокое место в списке Божьих приоритетов. Первые позиции в списке, конечно же, занимают Божья забота о Его собственном имени/славе, затем о вечном спасении погибающих, и где-то там же находится и Его народ — Израиль. Но чтение Библии покажет вам, что для Бога очень важным является плач бедных. Он не только слышит, видит и заботится об угнетённых, но и приходит в ярость, когда этого не делаем мы. Фактически, Бог открывает нам, что Его гнев вызвали не извращения Содома, а отсутствие в нём заботы о бедных.
Это довольно просто. Настолько просто, что вам не нужно быть последователем Иисуса, чтобы понять, что это правильно и это следует делать. Это просто базовая человеческая порядочность. Можно понять, почему ученики были настолько потрясены подобной тратой ресурсов. Но даже при этом, нашим главным приоритетом, превосходящим всё остальное, должна быть любовь к Иисусу, нашему Царю.
Нашего внимания требует не только забота о бедных. Этот принцип алавастрового сосуда применим и ко всем другим хорошим делам. Просто задумайтесь на минуту о тех вещах, которые не дают вам спать ночью, о которых вы подписываете петиции или настоятельно говорите с другими людьми. Все эти вещи должны занять своё место в очереди после любви к Иисусу, независимо от того, насколько они важны. Ничто не может быть важнее Иисуса.
Иисус должен быть под номером один
Величайшая Заповедь (известная также как молитва Шма) состоит в том, чтобы любить Господа всем своим сердцем, всею своею душею и всеми своими силами. Бог сказал Израилю, что они должны написать это на косяках своих дверей и на своих лбах, чтобы не забыть:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». (Втор. 6:4-5)
Для последнего выражения на иврите (בְּכָל מְאוֹדוֹ/бэхаль мэодо — изо всех сил, всем своим существом — прим. пер.) может быть хорошим переводом фраза «всем своим имуществом», потому что оно включает в себя концепцию имущества — мы должны любить Его всем, что у нас есть. Это именно то, что сделала Мария. Она разбила свой драгоценный алебастровый кувшин и вылила всё благовоние, стоящее невероятных денег. И, по словам Иисуса, это был правильный поступок. Даже более важный, чем кормление бедных. Это не было напрасной тратой.
Конечно же, нам не нужно выбирать между этими двумя вещами, мы можем делать и то, и другое! На самом деле, любовь к другим людям является хорошим выражением нашей любви к Богу, который также их любит. Эти две любви не следует разделять. Но Иисус должен быть первым.
«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22:36-37)
Мы должны любить своих ближних, как самих себя, но это является следующим пунктом после любви к Господу, нашему Богу, всем нашим сердцем, душой, разумом и силой.
Когда мы увлекаемся каким-то делом — каким бы оно ни было благородным — мы рискуем впасть в идолопоклонство, если Иисус в нашей жизни не на первом месте.
Если мы ставим Иисуса на первое место, всё остальное оказывается на своих местах, потому что Его приоритеты будут влиять на нашу жизнь, когда мы сосредоточимся на Нём. Его планы становятся нашими планами. Если мы действительно любим Бога, мы естественным образом будем соблюдать Его заповеди, проявляя любовь друг ко другу.
Не потеряйте свою первую любовь
Мария даёт нам ещё один пример, когда садится у ног Иешуа, вместо того, чтобы помогать своей сестре ухаживать за гостями. Гостеприимство для Иисуса и Его друзей, безусловно, является одним из самых благородных дел, тем не менее, оно должно быть вторым после «самого важного», избранного Марией (Лк. 10:24).
Как когда-то сказал мне один человек, английское слово Joy (радость) — это аббревиатура:
- Jesus first (Иисус на первом месте)
- Others second (Другие на втором месте)
- Yourself last (Ты сам в последнюю очередь)
Существует соблазн объединить служение людям со служением Богу, но не делайте этого! Иисус должен быть на первом месте, а все остальное – на втором. Это значит, что наш главный приоритет, первые плоды нашего дня, наша главная забота, фокус нашей жизни и наша первая любовь должны быть посвящены самому Иисусу.
Придём же и поклонимся Ему
Марии было прощено много, и её сильная благодарность излилась свободно. Когда мы находим время для размышления обо всём том, что Бог сделал для нас, наша любовь к Нему приходит таким же естественным образом. А когда мы забываем или начинаем легкомысленно относиться к Божьей благости к нам, тогда мы принимаем Его дары как должное и наши сердца остывают. Но у нас всегда есть за что благодарить Его! Постоянное внимание на Боге, на Его совершенном Слове и Его могущественных чудесах снова разожжёт огонь нашей любви и превратит его в сильное пламя.
Вероятно, Мария в тот момент не знала, что случай с её алебастровым сосудом был помазанием Иисуса на погребение — глубоким пророческим действием, о котором будут говорить веками, но такие вещи могут происходить именно из-за безудержной страсти к Иисусу. Мы втягиваемся в поток Его чудесных задач и, в конце концов, совершенно непредсказуемым образом начинаем играть роль в Его удивительных планах. Планах, которые, конечно же, включают все дела и проблемы, которыми мы так сильно увлекаемся. Бог заботится о них больше, чем вы! Вы не проиграете, если поставите Его на первое место.
В Библии алебастр является символом силы, красоты и чистоты, и именно так вспоминают эту женщину, а не за грехи, которые она совершила. Эта история оправдывает её и назидает нас. Она правильно поняла, насколько драгоценен Иисус — намного драгоценнее всей самой дорогой парфюмерии в мире.
Урок Марии и её алебастрового сосуда заключается в следующем: живи и действуй таким образом, чтобы показать, что Иисус для нас важнее, чем самые важные вещи на земле.
Источник: https://ieshua.org/urok-alebastrovogo-sosuda-marii.htm