Бога Израиля часто изображают как злого и как полную противоположность Иисусу, кроткому и мягкому. Многие воспринимают Бога Отца как варвара, капризного и жестокого, не говоря уже о Его примитивизме и иррациональности.
Но мне нравится этот Бог, и я не думаю, что Он злой. На самом деле, я люблю Бога — и я хочу объяснить, почему ошибочно полагать, что Он претерпел какое-то радикальное изменение личности, когда пришёл во плоти как Мессия Иешуа.
Бог всё ещё говорит через Еврейские Писания
Нет сомнения, что Еврейские Писания, или «Ветхий» Завет, если можно так сказать, — это изумительный свод книг. Очень часто люди думают, что они получили представление о книге, не вникая в подробности каждого её уголка, а затем заявляют о своей негативной оценке: похоже, Бог довольно злой. Честно говоря, большинству читателей 21-го века не нужно слишком много читать, чтобы испытать сильный культурный шок. Бог авторитарен. Он наказывает. Довольно жестоко. Он повелевает и решает, что является грехом, а что нет. И, честно говоря, Его правила часто кажутся довольно произвольными.
Проблема в том, что даже большинство христиан плохо знакомы с Еврейскими Писаниям, не говоря уже о неверующих. Истории Ноева Ковчега, Даниила в логове львов и подобные обычно изучаются в детстве и дополняются известными Псалмами и календарями с цитатами об орлах на фоне заката. Но если быть честным, обычно, кроме этого, в памяти нет больше ничего. Если спросить, о чём книга пророка Наума, то большинство посмотрели бы на вас с недоумением. Главные темы книги Исаии? Исторический контекст книги Захарии? Без понятия. То же самое и с еврейским народом. Многие брезгуют самими Священными Писаниями и предпочитают басни и рассуждения написанного людьми Талмуда.
Что ещё сложнее, чем разобраться в этой увесистой книге, так это понять её духовно. Как правильно сказал Э. У. Тозер, это сверхъестественная книга, и понять её можно только сверхъестественным образом.
Для тех, у кого есть духовное зрение, в этом огромном массиве литературы вплетены мощные темы: от пророчеств до пьес, от стихов до исторических рассказов и записей, написанных таким же широким рядом авторов — пастухами, царями и всеми, кто между ними. Тем не менее, вдохновивший это всё — Бог, и если вы настроены копать, вы можете найти Его удивительное сердце.
Но многие не могут удерживать свой взгляд на наиболее жестоких отрывках и при этом верить, что этот ветхий и злой Бог может что-то сказать нам через них. Или же они, воспринимая эти тексты аллегорически, лишают их всякого смысла и значения. Но Библия рассказывает нам реальную историю о реальном народе, который действительно прошёл через эти обстоятельства — и выжил, чтобы рассказать нам эту историю. Израиль был (и продолжает быть) реальным в географическом, этническом и, да, в духовном плане. Иисус вернётся не в Берлин или Рио-де-Жанейро, а в Иерусалим.
Бог говорит через строки Священного Писания, вкладывая в них мощные истины о Себе и о том, как нам справиться с этим своенравным миром. О, если бы мы только остановились, послушали и поверили — то, что Он говорит, достойно слушания.
Бог «Ветхого» Завета: нужно ли Его слушать?
Д-р Вернон МакГи однажды сказал: «Возможно, ты бы управлял вселенной не так, как Бог, но опять-таки, у тебя нет вселенной». Она принадлежит Богу. Он создал её. Если ты что-то сделал, оно принадлежит тебе, и ты можешь делать с ним всё, что хочешь. Бог создал всё — всё существующее. Это всё принадлежит Ему, и Он всем управляет. Людям часто очень трудно принять реальность суверенного права Бога управлять, и они пытаются переопределить то, кто мы и что мы, как всё работает, и даже последствия нашего выбора. Но Бог — единственный, кто правит, и никто и ничто не может изменить это и узурпировать Его власть. К счастью для нас, Бог намного мудрее, добрее и милостивее, чем мы. Ещё одно Его преимущество заключается в том, что Он владеет намного большим количеством информации, чем мы.
Он видит то, что за кулисами, всю историю с самого начала, будущее, Он видит невидимую сферу начальств и сил… поэтому в целом Он справится лучше, чем вы или я с нашей чрезвычайно ограниченной перспективой. Он решил действовать через историю Израиля, Он решил действовать так, как Он действовал, и говорить то, что Он сказал, и у Него есть на то Свои причины. Он тот же, вчера, сегодня и завтра. Но чтобы быть уверенным в том, что Он знает, что делает, нужна вера.
Можем ли мы поверить в то, что, когда Бог даёт, казалось бы, странные повеления, Он на самом деле шепчет глубокую истину, скрытую под поверхностью?
Может быть, Он знает больше о смысле жизни, о значении смерти, о значении мужчины и женщины, о том, как действует зло и как его можно победить, и что лучше для вселенной? И, возможно, Он даёт нам ценные уроки, и нам нужно только позволить Ему говорить?
Может ли быть так, что если между нами и Библией огромная пропасть, то в этом, по сути, наша вина, а не Его? Возможно ли, что совершенно не будучи злыми, все Его действия на самом деле мотивированы любовью?
Похоже, что люди осуждают Слово Божье и провозглашают, что они сами добрее Бога. Определённо, пропасть между современным понятием морали и Божьим мерилом огромна. По мнению общества, Бог по сути кажется безнравственным. Но это только показывает, как далеко мы отошли от Божьей истины: это обвинение против нашего общества, а не против Бога.
Новое маркионитство
Это тоже не новая проблема. Во втором веке жил человек по имени Маркион, провозгласивший Бога Ветхого Завета демоническим персонажем, достойным поругания. Он пытался стереть все следы Бога Израиля из новой религии Иисуса. Он хотел полностью выбросить Ветхий Завет и избавиться от любых намёков на Израиль и еврейский народ, на которых стоит Мессия.
В конечном итоге Маркион был объявлен еретиком, но мне кажется, что мы входим в новую фазу маркионизма, в которой люди не видят Бога Израиля тем, кем Он является на самом деле, и обращаются против Израиля и еврейской веры, из которых пришёл Мессия.
Но это всё равно, что пилить ветку дерева, на которой сидишь.
Факт в том, что, если мы позволяем Богу вести нас в нашем изучении Его Слова, Его истинный характер будет сиять для нас всё время, через каждую страницу, предлагая искупление и обеспечивая Его решительную победу над врагом человечества. Его разбитое из-за греха сердце, Его безграничную любовь, Его невероятное терпение (как мудро сказал Майкл Риддл, Он терпеливее, чем осёл на транквилизаторах) можно увидеть на каждой странице.
Наш любящий Отец не появляется внезапно в первом веке в Израиле. Он был там всё время. И те, кто знал Его хорошо, по-настоящему любили Его!
Возьмём, к примеру, опыт Моисея. В 33-й главе книги Исход Моисей просит Бога показать Его славу, и Бог отвечает, позволив всей Своей благости, милости и милосердию пройти перед Моисеем. В одной этой встрече раскрывается такая глубина, что в это сложно поверить. Но главное, что Бог раскрывает Свою невероятную доброту и благость.
Давид также был Его большим поклонником. Если вы взглянете на историю Израиля и посмотрите на Бога глазами тех, кто любил Его, вы увидите, что они совершенно не считали Его злым. Давид воспринимал Бога как Доброго Пастыря, который заботится о Своих овцах.
Более того, с точки зрения религиозных лидеров времён Иешуа, Он был вызывающим тревогу бунтарём, который не стыдился оскорблять людей и угрожать им адским судом и огнём. Слова Иешуа в Новом Завете также содержат множество яростных предупреждений об ужасах, которые постигнут неправедных. Он — тот же Бог. Они с Отцом — одна и та же личность. Немного пугающая, если честно, но и невероятно добрая.
Сила и доброта — прекрасное сочетание
Раньше я жил в довольно суровом районе города в Израиле, и наркоторговцы прямо в моём дворе сбывали свой товар, что приводило к всевозможным проблемам. Мой домовладелец узнал об этом. Он был большим и страшным, как медведь, но в то же время очень добрым и порядочным человеком. Он пришёл и накричал на них с такой силой и властью, что они ушли и больше никогда не беспокоили нас. Когда сила сочетается с добротой, результат великолепный. Это потрясающе, когда на твоей стороне наводящий страх герой. Именно таким является Бог в огромных масштабах: бесконечно сильным и невероятно добрым. И Он любит меня. Я думаю, что Он прекрасен.
Во время Своего первого пришествия 2000 лет назад Иешуа показал великую кротость и сдержанность, но не потому, что Он был слаб. На самом деле, скорее наоборот. Чтобы быть терпеливым и спокойным, нужна большая сила, как скажет вам любой, у кого есть дети. Нет, Он использовал Свою великую силу для того, чтобы сдерживать Себя и даже позволить злым людям забрать у Него жизнь, став жертвой за нас с вами. Именно Его великая сила контролировала Его слова и действия, и именно Его великая любовь заняла наше место, когда мы заслуживали наказания. Он является точным представлением того, каков Отец. Сильный, временами вызывающий недоумение, нетерпимый ко греху, но полный благодати и истины. Иешуа — это видимый образ нашего невидимого Бога.
Слово «кроткий» означает силу под контролем, и восходит к методу тренировки лошадей для войны. «Укрощение» лошади включало в себя подвержение их огню, опасности и другим испытаниям, чтобы научить их контролировать своё желание сбежать. Смирная лошадь — это лошадь, имеющая самообладание, способная выдержать всякого рода провокации, не реагируя на них, потому что её воля была укреплена для того, чтобы оставаться сильной и стойкой под давлением. Иисус также сдерживал себя подобным образом — Его могущественная сила была сдержана для исполнения воли Отца.
Но когда Он снова придёт во славе, Его сила высвободится. Он будет выглядеть больше подобным на Того, Кого ожидает народ Израиля: Сильного в брани, победоносного и готового совершить суд над теми, кто посвятил себя злу. Агнец Божий вернётся с рыком как Лев из колена Иуды: с совершенной мудростью, праведностью и правосудием, и Он отделит пшеницу от плевел. Те, кто считают Его «злым», поймут, что никогда не знали Его.
Если эта полная страданий жизнь страданий, а грядущая жизнь вечна, если правосудие значит вознаградить за добро и не оставить зло безнаказанным, если Бог — единственное истинное мерило нравственности, тогда в День Суда мы все поймём, что Бог Израиля всё время был невероятно добрым и праведным.