Вот вам небольшая библейская викторина. Назовите мне десятерых израильских лидеров, которые были посланы Моисеем разведать землю Ханаанскую, но вернулись с плохим отчётом и сказали: «Мы не можем взять эту землю!»
Можете назвать их имена?
Давайте упростим задание. Назовите мне хотя бы одного из десяти, которые вернулись с негативным отчётом.
Всё ещё не можете назвать?
Тогда попробуем так. Назовите мне двух лидеров, которые сказали: «Мы можем взять землю, потому что с нами Бог!»
Я уже слышу, как вы отвечаете: «Иисус и Халев!»
Реальность такова, что со временем скептики, сомневающиеся и критики будут забыты, а людей, которые верили Богу и действовали с верой, будут помнить.
Так было раньше, так будет снова.
Вера приносит благословение, показывая банкротство сомнений
Вот почему плоды веры — под которыми я подразумеваю результаты шагов веры в доверии Божьим обетованиям — всегда будут доказывать бессмысленность неверия.
Сегодня люди могут насмехаться и злословить, но когда то, что они отвергли, будет продолжать жить в силе и с очевидным благословением от Бога, обнаружится несостоятельность их позиции.
Приведу некоторые примеры из 18-го века. Вы слышали когда-либо о преподобном Джоне Киркби? А как насчёт епископа Джорджа Лавингтона? Ничего не говорят эти имена?
Как насчёт преподобного Александра Гардена? Также никогда не слышали о нём?
Как насчёт Джона Уэсли и Джорджа Уайтфилда? Конечно же, вы слышали о них!
Уэсли и Уайтфилд — это два выдающихся лидера великого пробуждения 18-го века в Англии и Америке.
Напротив, Киркби, Лавингтон и Гарден были одними из служителей, которые активно выступали против Уэсли и Уайтфилда. Однако имена этих деструктивных критиков давно забыты, а имена тех, кто в своём поколении твёрдо стояли на Божьих целях, почитаются и по сей день.
Служители пробуждения, которым противостояли и на которых клеветали их соратники-лидеры церкви
То же самое с Чарльзом Чонси и Джонатаном Эдвардсом, двумя выдающимися служителями, жившими в 18-м веке в Америке.
Чонси был главным критиком Великого Пробуждения и сегодня практически забыт. Эдвардс был главным главным лидером этого Пробуждения.
История повторяется.
Как я отмечал в своей книге «Книга ответов пробуждения», в своей блестящей работе о жизни Джона Уэсли автор Дж. Уэсли Брэди противопоставил суровые суждения противников Уэсли в 18-м веке с ретроспективными суждениями историками более позднего времени.
В 1750 году, через 12 лет после знаменитого обращения Уэсли, преп. Джон Киркби описывал «ужасные богохульства и нечестие, которым учили эти дьявольские обольстители, называемые методистами». Он продолжал: «Они молятся на святом языке самому Веельзевулу» и «их религия не могла быть выкована в ином месте, кроме как в преисподней».
А как он говорил о самом Уэсли, одном из самых святых людей, когда-либо благословивших Церковь? Киркби называл его «посланником сатаны», чья религия «настолько же противоположна христианству, как и небеса — аду», и «чьё проклятие будет справедливым». (Помните, это было написано обеспокоенным служителем!)
Называли «гадателями» и «фокусниками»… а затем подавали в суд за клевету
В свете таких ужасающих обвинений не удивительно, что Киркби, ректор Блэкмэнстока, предупреждал людей, чтобы они держались подальше от этих проклятых собраний: «Вам стоит точно так же бояться заходить на их собрания, как и засовывать голову в логово василиска». Да, держитесь подальше от этих дьявольских методистов!
По словам епископа Лавингтона, «всё поведение» учеников Уэсли и Уайтфилда было «лишь отражением самого дикого фанатизма из самых омерзительных собраний в его самые развращённые годы». А д-р Смоллет в своей «Истории Англии», изданной в 1760 году, мог написать о «слабоумных», которые были «соблазнены заблуждениями суеверий».
Брэди отмечает, что в 1740 году, всего за несколько лет до служения Уайтфилда и Джона и Чарльза Уэсли «в прессе появилось более сотни публикаций против пробуждения, а к концу столетия их число составило легион». В некоторых из этих работ методистов называли «гадателями» и «фокусниками», а один автор предлагал принять закон о том, чтобы «отрезать языки» полевым проповедникам.
На самом деле, Александру Гардену фактически удалось привлечь Уайтфилда к суду за неуважение к «Его Величеству и его законам… за ложную, злонамеренную, скандальную и гнусную клевету против духовенства в этой провинции», хотя в конечном счёте дело было решено в пользу Уайтфилда.
Вот такой жёсткой атаке подвергались лидеры величайшего методистского пробуждения. Вердикт истории был радикально другим.
Вердикт истории
Выдающийся французский историк профессор Эли Галеви утверждал, что «трудно переоценить роль уэслианского пробуждения» в преобразовании Англии, по сути называя его «моральным цементом» общества и заявляя, что это пробуждение объясняет «чудо современной Англии».
В 1928 году архиепископ Дэвидсон заметил, что «не будет преувеличением сказать, что Уэсли практически изменил мировоззрение и даже характер английского народа», а в 1922 году британский премьер-министр Ллойд Джордж сказал, что движение Уэсли несёт ответственность за «полную революцию, затронувшую всю землю» Уэльса, и что невозможно объяснить Англию 19-го века, не объяснив сначала феномен Уэсли. Фактически он утверждал, что «вы не можете понять Америку 20-го века, если вы не понимаете Уэсли». И это был человек, которого периодически забрасывали фекалиями и камнями во время его проповеди!
Поэтому, если вы исполняете волю Бога, ходите в послушании Ему и искренне доверяете Его Слову, не позволяйте скептикам и насмешникам сбивать вас с толку.
Вместо этого пожалейте их, помолитесь за них и продолжайте делать то, что правильно. Они не только упускают то хорошее, что Бог делает сегодня. Но и завтра они окажутся не на той стороне истории.
Как сказал Д.Л. Муди своему песенному лидеру Айре Санки, когда британские служители критиковали музыку Санки: «Мы знаем, что делаем правильные вещи. Эти люди на два столетия отстают от Бостона. Пожалей их и продолжай петь, Санки».